27-летний офицер российских Сил специальных операций улыбается с фотографии, сидя на камнях в бронежилете и камуфляжной панаме. Последнее фото Фёдора Журавлёва было сделано в Сирии, куда он отправился с секретной миссией. Это все, что знает его семья о его смерти.
Сейчас его портрет висит в пустой спальне дома родителей в деревне Пальцо Брянской области. Рядом со стеной стоит необычно длинная кровать, которую родители специально заказали для сына из-за его роста в 192 сантиметра.
На письменном столе в небольшом футляре находится еще одна загадка, связанная с его гибелью, — Орден Кутузова, одна из высших наград России.
Он был вручен вдове Журавлёва в декабре. Ей не объяснили, чем ее муж заслужил орден.
Когда двухлетняя Ульяна, дочь спецназовца, проснулась днем после сна, отец Журавлёва Владимир взял ее на руки и назвал по отчеству — Фёдоровной. Если бы родные даже знали, как погиб Фёдор, это бы им не помогло, сказал он:
«Какая нам разница?.. Вы не можете себе представить, что это такое — потерять ребенка».
То, что правда о смерти Фёдора Журавлёва скрывается даже от его семьи, один из символов секретности, связанной с военной операцией РФ в Сирии, изменившей ход пятилетней гражданской войны в пользу российского союзника президента Башара Асада.
Известие о его смерти пришло к Журавлёвым от старшего сына, который тоже служит в спецподразделении.
На похоронах командир Журавлёва сказал, что он погиб во время контртеррористической операции на Северном Кавказе, что, как узнала семья, было неправдой.
Лишь через четыре месяца власти публично признали, что Фёдор Журавлёв погиб в Сирии. На церемонии в марте президент Владимир Путин назвал его имя в одном ряду с еще тремя военными, убитыми в сирийской операции. Сейчас, по официальным данным Москвы, их число достигло восьми.
Власти не прояснили, что 27-летний офицер совершил в Сирии, чтобы заслужить орден Кутузова, которым в советские времена награждались представители высшего командования за выигранные сражения в Великой Отечественной войне.
Награда была возрождена указом президента в 2010 году, чтобы отмечать боевые заслуги военачальников в постсоветской России. Пресс-служба Кремля говорит, что список кавалеров ордена является закрытой информацией.
На удостоверении ордена Журавлёва, подписанном Владимиром Путиным, стоит номер 18.
Журавлёв закончил элитное десантное училище и поступил на службу в спецподразделение Минобороны — Силы специальных операций. Они с братом любили службу и каждый раз, когда приезжали в родительский дом, поднимали в саду знамя десантных войск.
В тренировочную программу Фёдора входили прыжки с парашютом с 7,5-километровой высоты в кислородной маске. Селфи, которое он сделал на мобильный телефон во время одного из прыжков, теперь висит на стене у его родителей.
Семья привыкла к секретности. На одной из последних фотографий Фёдор запечатлен сидящим на пассажирском сиденье самолета. Лицо его соседа заретушировано черным квадратом.
Эксперт по российским спецслужбам Андрей Солдатов говорит, что награждение Журавлёва орденом Кутузова может пролить свет на российскую военную тактику в Сирии, и предполагает, что российские войска сыграли роль в управлении наземными операциями сирийской армии.
Такой молодой офицер вряд ли командовал крупным российским подразделением, но мог заслужить награду, участвуя в командовании сирийским формированием и, возможно, отвечая за координацию с российской авиацией, сказал Солдатов.
Для того, чтобы стать кавалером ордена Кутузова, он должен был участвовать в планировании крупной операции или руководстве ей.
«Это явно какая-то более крупная операция, чем просто наведение на цели», — сказал Солдатов. Он отметил, что в статуте ордена есть строчка о том, что военнослужащие могут быть награждены за «поддержание тесного взаимодействия между войсками (силами), участвующими в операции, обеспечившего поражение противника».
«У нас так и нет ясного представления, в каком статусе находятся в Сирии российские военные. Кажется, российские власти врут об этом».
Тем временем, семья Журавлёва пытается прийти в себя после его гибели. Вдова и дочь Фёдора переехали домой к его родителям, потому что не смогли жить без него дома в Подмосковье, где находится его часть. Мать спецназовца в марте попала в больницу с жалобами на сердце, которые появились у из-за потери сына.
«Я никогда не был против того, что он будет военным. Это мужская профессия, — сказал отец Журавлёва и вдруг испугался собственным словам, употребленным в прошедшем времени. — Страшное слово — «был». Он и есть мужчина».
Источник: Reuters
Запись Reuters: Семья оплакивает спецназовца из РФ, погибшего в Сирии на секретном задании впервые появилась Новостной интернет-портал IPnews.
Продолжение здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники