Россия вынуждена терпеть невыгодные сделки с Китаем из-за военного авантюризма ПутинаСтремительный экономический подъем Китая заставил многих западных экспертов задуматься, станет ли Пекин одним из ведущих игроков на мировой арене и как он будет сосуществовать с остальными силами.
В Китае все говорят о стратегии «Нового шелкового пути» Си Цзиньпина (более известной в Поднебесной как стратегия «Один пояс, один путь»), однако никто до сих пор так и не знает точно, что же это такое. Ясно лишь одно, Китай собирается продвигаться на запад со своей глобальной евразийской стратегией, которая уничтожит все сомнения в том, что Китай – держава мирового уровня.
Вся былая скромность, с которой проходило возвышения Китая, исчезла. И теперь тех, кто полагает, что Пекин стал чересчур напористым в своем регионе, вполне могут обвинить в «мышлении категориями XX века. Мышление же XXI века воспринимает геополитическую силу Поднебесной как данное. А относительно игры на мировой арене, Пекин не собирается довольствоваться участием в чужих клубах – он намерен создать свой.
Итак, что же такое нашумевшая стратегия «Один пояс, один путь»? Вопреки предположениям это не совсем возрождение старого «Шелкового пути». Китай активно ищет новые пути в Европу, Африку и на Ближний Восток, а для этого налаживает отношения с Пакистаном, а также бывшими советскими республиками Центральной Азии, куда текут немалые суммы. И это лишь часть какого-то огромного и сложного плана.
В этих условиях Китаю очень сыграла на руку слабость России, которая из-за военного авантюризма Владимира Путина в Украине и ухудшения отношений с Западом оказалась в положении младшего партнера в российско-китайских отношениях. И Москве это не слишком нравится. Как и то, что Пекин хозяйничает в Центральной Азии. Как и то, что, воспользовавшись положением, Пекин подписал с Москвой выгодные для себя сделки по газу и нефти. Что ж, ситуация обязывает Путина продавать Россию задешево.
Помимо всего этого, Китай пытается установить свои правила и в мировой экономике, создав Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Но при этом Пекин действует дружелюбно, он даже разослал открытые приглашения своим партнерам. И, к сожалению, у Вашингтона хватило ума попытаться (неудачно) бойкотировать новую организацию.
Однако ни дружелюбие, ни солидные выплаты не избавят Китай от недовольных его чрезмерной активностью, которая претендует на приобретение огромной сферы влияния. Свои причины волноваться есть у Индии, США, России.
Китай не пытается перевернуть существующий мировой порядок. Пока еще нет. Но вряд ли можно сделать более ясное геостратегическое заявление. Пекин собирается устанавливать свои правила, а Западу предстоит решить, будет ли он приобретать долю в чужом проекте.
Источник: Financial Times
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники