Две свежие могилы появились в понедельник на кладбище Выбуты в 15 километрах от Пскова. На деревянных крестах нет ни имен, ни фотографий. Местные жители утверждают, что здесь похоронены псковские десантники, и подозревают, что они нашли смерть в Украине, где, по утверждению Москвы, если и появляются российские военные, то случайно, сбившись с пути.
Подойти к могилам в среду оказалось непросто — кладбищенскую дорогу перегородил джип, из которого выскочили двое хорошо сложенных бритоголовых молодых людей в спортивной одежде.
«Поворачивайте отсюда! Здесь запретная зона, и туда вы не пройдете, — потребовал один из них. — Убирайтесь, а то сейчас старшего вызовем и поедете с ним».
Дежурившие на кладбище полицейские пообещали увезти молодых людей в отделение для выяснения личности, а от корреспондента Reutersпотребовали объяснительную о цели визита, после чего позволили пройти к захоронениям.
«Мы тут дежурим, чтобы не было таких драк, которые были вчера», — сказал Reuters капитан полиции, попросивший не называть его имени.
Кладбища вокруг места постоянной дислокации Псковской десантной дивизии заинтересовали журналистов после того, как в социальных сетях появились сообщения о смерти и намеченных на 25 августа похоронах десантника Леонида Кичаткина, а Украина показала допрос десятка задержанных на своей территории российских солдат. Они назвались бойцами ВДВ, а двое из них на организованной украинской спецслужбой пресс-конференции в Киеве в среду сказали, что им не сообщили, куда отправляют.
Президент РФ Владимир Путин накануне предположил, что десантники заблудились. Кремль неоднократно отвергал обвинения Запада и Киева в том, что вооружает сепаратистов на востоке Украины и поставляет им технику и персонал. Аналогичные опровержения звучали из уст Путина и его министров в момент, когда военные без опознавательных знаков захватили Крым, но после аннексии полуострова Москва признала, что это были её солдаты. Накануне «зеленые человечки» появились в восточных районах Украины, насторожив местных жителей.
Депутат псковского собрания депутатов Лев Шлосберг и журналист местной газеты Алексей Семенов были на похоронах в понедельник. Они сфотографировали могилы Кичаткина и Александра Осипова с датами смерти — 19 и 20 августа, их портретами и именами на надгробных крестах.
Через два дня кресты оказались пустыми: ни портретов, ни имен — только венки. Семенов, снимавший захоронения в понедельник, свидетельствует – это те самые могилы двух десантников.
«Я еще на похоронах удивился, что таблички были, и подумал, что их могут взять и снять», — рассказал журналист в редакции оппозиционной местной власти газеты.
Фотографии Кичаткина в соцсетях похожи на сделанную «Псковской губернией» фотографию портрета на надгробии. «Новая газета» прямо на кладбище пообщалась с отцом Осипова, который сказал, что в Выбутах похоронен его сын, отправленный в Украину.
Телеканал «Дождь» показал могилу еще одного десантника, Алексея Карпенко, на другом кладбище Пскова.
Депутат Шлосберг видел на похоронах в понедельник около сотни человек в форме ВДВ.
«Было несколько женщин в черных платках, в траурной одежде, я уверен, что не было никакой инсценировки, – я стоял в нескольких метрах и видел, как они плакали, это были похороны близкого. Погибший был внутри церкви, это крошечный храм, внутри был почетный караул», — рассказал Шлосберг.
Он и Семенов провели на кладбище буквально десять минут, после чего военные и милиция велели им уйти.
«Я сменил машину и одежду, взял фотографа, вернулся после того, как все кончилось, и смог сфотографировать кресты, когда, думаю, все ушли на поминки, и на кладбище никого не осталось», — сказал Семенов.
«Офицеры были в очень подавленном состоянии», — рассказал Шлосберг и посетовал, что масштаб трагедии определить тяжело, поскольку родственники погибших молчат.
«Количество молчащих людей очень велико», — сказал он.
Высказываются те, кто потерял связь с сослуживцами похороненных десантников. Виталий Фокуменко сказал Reuters по телефону из Барнаула, что разыскивает своего двоюродного брата Ивана Ткаченко, который служит в Псковской дивизии.
«В последний раз он на связь выходил с 16 на 17 августа, говорил, что едет в бронемашине, был слышен шум моторов. Его однополчане намекают, что якобы должны были ехать в Украину на три дня, мы не знаем, так это или нет. Его командиры говорят, что с ним все хорошо, но доказательств того, что хорошо, не предоставляют», — сказал он.
Источник: Reuters
Источник: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники