Пророссийские сепаратисты несут такие тяжелые потери в боях с наступающими правительственными войсками, что у них больше нет времени устраивать похороны всем своим погибшим товарищам.
В среду вечером хоронить убитых пришлось смотрителю донецкого кладбища Игорю Егорову и трем его рабочим, одетым в шорты и майки.
Старый советский грузовик ЗиЛ с открытым кузовом, в котором один на другом лежали 12 гробов, остановился на краю кладбища шахты №6 «Капитальная». В каждом гробу были останки повстанцев.
Когда кладбищенские рабочие подошли разгружать грузовик, их остановил запах разлагающихся тел, проникавший сквозь щели в грубо сколоченных гробах. Егоров сказал им побыстрее браться за работу:
«Надо противогаз», — сказал один из могильщиков.
«Противогаз не возьмет», — откликнулся Валерий, водитель грузовика с гробами.
Через два часа с похоронами было покончено. У могил не было родственников и друзей, никто не воздавал погибшим почестей. Могильщики опустили гробы в могилы, и старенький бульдозер с ковшом по очереди закопал их.
Новые могилы помечены деревянными табличками с номерами, которые должны соответствовать именам погибших, однако в привезенном из морга письме с печатью говорилось, что восемь из двенадцати — неопознаны.
Из списка следовало, что большинство погибли 8 августа, почти за две недели до того, как были преданы земле. Рядом с отметкой «неизвестный мужчина», стоявшей в документе под номером 9, было прозвище «Гора».
На протяжении нескольких недель сепаратисты, которые, как утверждают Киев и Запад, поддерживаются Москвой, вынуждены были отступать под натиском украинских военных.
В отличие от правительственных войск, повстанцы не называют число потерь. Спешные похороны наряду с рассказами бойцов дают представление о масштабах потерь, ставя вопрос о том, как долго повстанцы смогут сопротивляться превосходящим украинским силам.
От способности сепаратистов удерживать территории зависит, как скоро закончится конфликт, унесший жизни тысяч людей, повлекший за собой санкции против России и обостривший отношения Москвы и Запада до уровня холодной войны.
Россия отрицает оказание помощи сепаратистам.
Кладбище шахты №6 «Капитальная» единственным в Донецке со второй половины июля получает останки повстанцев для массовых захоронений, говорят работники ритуальной службы. Часть могил помечена лишь табличками «Солдат» с порядковым номером, которые прибиты к деревянным крестам. По остальным видно, что большинство похороненных погибли в августе.
К среде на кладбище был похоронен 41 повстанец, включая привезенные в тот день 12 тел. Фотограф Reuters, отправившийся на то же кладбище в четверг, видел похороны еще как минимум 15 бойцов.
Но это лишь часть потерь. Местные власти говорят, что в частном порядке повстанцев хоронят на всех 28 кладбищах Донецка, а бойцы рассказывают, что им приходится закапывать павших товарищей в поле, если тела не удается забрать из-под обстрела.
Боец с позывным «Американец» сказал Reuters в среду, что сначала в его подразделении было около ста человек.
«Почти все они погибли, — сказал Американец, одетый в камуфляж и черные перчатки с почти стершейся эмблемой Gold’s Gym. — Воевать некому».
«Мы подбираем погибших, останки погибших, больше остатки мяса: голова там, нога там, — говорит он. — Если по ним бьет артиллерия, это все, что мы можем сделать».
«Мы пытаемся связаться с их семьями, если знаем, откуда они и кто они, и тогда они могут придти сами, забрать тела и отправить их в морг… Если мы не можем опознать останки или если не можем достать тело с поля боя, тогда нам приходится хоронить тела в поле: мы копаем яму и кладем останки в нее».
Командир другого подразделения говорит, что ему предстоит похоронить 11 человек, и платить за похороны становится все сложнее.
«Мы стараемся организовать похороны, но денег становится меньше и меньше», — сказал он на условиях анонимности.
Украинские власти говорят, что со своей стороны потеряли в ходе конфликта 600 бойцов.
Численность вооруженных сил Украины составляет около 120 тысяч человек, хотя не все из них служат в боевых подразделениях. Вдобавок у правительства есть еще около 10 тысяч человек в составе Национальной гвардии, милиции и добровольческих отрядов, которые действуют вместе с военными.
Выяснить количество бойцов, которыми располагают сепаратисты, не представляется возможным.
Лидеры сепаратистов говорят, что могут выиграть войну. Премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко на прошлой неделе сказал, что повстанцы получают подкрепление и готовятся идти в контрнаступление.
В Донецке большинство рядовых повстанцев говорят, что продолжат сражаться, но признают, что потери становятся все больше.
В батальоне «Восток», принимающем участие в жестоких столкновениях на подходах к Донецку и в его окрестностях, за организацию похорон отвечает боец с позывным «Старец». Он говорит, что в районе города ежедневно погибает около десяти повстанцев, но эта цифра не учитывает потери в боях на других направлениях.
«Кольцо сужалось, — сказал он. — Мы ждем, что потери будут больше».
Источник: Reuters
Читать полностью здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники