Россия может потерять часть своей доли на рынке Ирана с возвращением на него крупных мировых игроков, если не избавится от торговых ограничений и коррупции в портах, сказали участники торговых связей с Ираном.
Длительный период западных санкций, изолировавших Иран от всего мира, не оттолкнул, а скорее сблизил с ним Россию, которая также является союзником Ирана в вооруженном конфликте в Сирии.
Но несмотря на это, вряд ли Россия среди первых начнет укреплять торговые связи с Ираном после окончательного снятия с него санкций и упрощения расчетов.
«Если Россия не примет меры для удержания торговли с Ираном, она может потерять 20-30 процентов экспорта пшеницы, потому что на рынок Ирана придут новые игроки после отмены санкций, они смогут предложить упрощение расчетов и более низкие цены», — сказал консультант президента Торгово-промышленной палаты Астрахани по Ирану и владелец торговой компании Хоссейн Лотфи.
Зерновые трейдеры в российском портовом городе Астрахань, откуда идёт более трети всего экспорта российского зерна в Иран, опасаются потерять заказы после выхода Тегерана из многолетней изоляции и восстановления расчетов с внешним миром.
«По зерну — пауза, пиломатериалы грузят, металл идет редко и очень мелкими лотами. В целом недозагрузка у нас по сравнению с прошлыми периодами», — сказал коммерческий директор Центрального грузового порта Астрахани Артем Ульянов.
Зерно (в основном пшеница) — единственная статья гражданского экспорта России в Иран, которая в разы выросла за последние годы. Хотя торговля продовольствием никогда не подпадала под санкции, проблемы с денежными переводами оттолкнули часть игроков от рынка Ирана.
Коллега Лотфи, глава другой астраханской компании-экспортера зерна в Иран, сказал, что южные порты Ирана в Персидском заливе могут принимать суда до 70 тысяч тонн в отличие от Северных портов в Каспийском море, куда приходят максимум 6тысяч тонн.
«А чем больше тоннаж, тем ниже издержки», — сказал он.
Россия сейчас поставляет пшеницу в Иран только из мелководных портов Каспия и Азово-Черноморского бассейна, поскольку не обладает, по словам источников на рынке, требуемыми иранской стороной сертификатами.
«России нужно отработать схему расчетов с Ираном, снизить стоимость обслуживания в портах и убрать торговые ограничения, чтобы сохранить торговый оборот в дальнейшем», — сказал Лотфи. Он предлагает объединить производителей зерна и создать консорциум по продаже зерна Ирану.
С ним согласен и директор РусИранЭкспо, заместитель руководителя представительства делового клуба ШОС в Иране Александр Шаров.
«В общем, ничего не делается для упрощения торговли. Видно только внутреннюю коррупцию в портах и ожидания, что все решится в верхах».
Иран, третий после Египта и Турции покупатель российской пшеницы, импортировал 1,3 миллиона тонн этой продукции в июле-марте. Периодически вводимые эмбарго, делает торговлю зерном с Ираном волатильной. Кроме того, страна стремится к самообеспеченности в сельхозпродукции.
Сейчас Иран импортирует ежегодно 6,5–7 миллионов тонн зерна.
«Конкуренция, возможно, усилится, но Россия останется приоритетным поставщиком, обладая преимуществами в логистике и фрахте», — считает замгендиректора железнодорожного инфраструктурного оператора по перевозке сельскохозяйственных грузов Русагротранс Игорь Павенский.
Источник: Reuters
Запись РФ рискует потерять часть рынка Ирана с приходом новых игроков впервые появилась Новостной интернет-портал IPnews.
Читать полностью здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники