Главную телебашню России обнесли колючей проволокой, здание телецентра «Останкино» отныне находится под усиленной охраной. Это не слишком похоже на признак уверенного в себе режима.
И сколько бы представители руководства «Останкино», центральной машины кремлевской пропаганды, ни говорили, что все это нормальная практика, это означает лишь то, что власти к концу 2015 года все больше озабочены общественным недовольством.
Кроме того, Госдума принимает закон, разрешающий ФСБ стрелять по толпе, специальные службы разграничивают уровни угрозы и запасаются оружием. Но погодите! С чего такая паранойя? Разве действующий режим непопулярен? Разве рейтинги Владимира Путина не достигают 90%?
Что ж, Кремль, конечно, очень популярен, вот только популярность эта основывается на коллективной галлюцинации, эйфорическом патриотическом сиреневом тумане, который окутал всю Россию после аннексии Крыма, вместе с иллюзией, что страна снова стала сверхдержавой.
И сейчас власти прекрасно понимают: стоит этой пропагандистской завесе развеяться, у россиян начнется «отходняк», в котором они столкнутся с реальностью. И тогда-то Кремлю придется заплатить. Как подчеркивает политолог и экономист Леонид Бершидский, внешняя политика Владимира Путина для простых россиян – горький плод. Все, что они получили, – это раздутая пропагандой национальная гордость, а за ней растущие цены и проблемная экономика.
Так что если телевидение – это наркотик нации, то, видимо, он наконец-то прекращает действовать.
Согласно опросам, в России все меньше доверяют новостям. Впрочем, по данным социологов, около трех четвертей россиян все еще винят Запад в проблемах в стране, так что у Кремля есть окно длиной от года до 18 месяцев, прежде чем общество начнет винить власти.
Однако недовольным может быть не только общество – крупные бизнесмены тоже начинают высказываться против действий правительства. Так, управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко на Московском экономическом форуме заявил, что запредельные процентные ставки по кредитам были установлены вовсе не Бараком Обамой.
Так что элита тоже боится, боится за свое будущее. «Все это – из-за непредсказуемости и нерациональности действий президента. Но в то же время элита чувствует себя его заложницей. Типичный случай стокгольмского синдрома», — утверждает профессор МГИМО Валерий Соловей.
В 2014 году Москва делала, что хотела, а в 2015 – цена за такое поведение становится все больше очевидной россиянам. И в новом году, по мнению Леонида Бершидского, Владимиру Путину предстоит решить: отступать в Украине, добиться снятия санкций и либерализовать российскую экономику или же бросить претворяться демократией и начать открыто править силой, устраивая гонения на противников и неугодных.
В первом случае новая политика размоет основу режима, да и система, созданная Путным, толкает его ко второму варианту. Колючая проволока возле «Останкино» — это символ и, возможно, только начало.
Источник: Radio Free Europe
Запись Кремлевской пропаганде все сложнее «одурманивать» россиян впервые появилась Новостной интернет-портал IPnews.
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники