«Приехали к нам про войну писать? А нет у нас уже войны!» — говорит первый встреченный нами житель Краматорска и уходит, бережно прижимая к себе 2-литровую бутылку с водой. Через две недели после освобождения Краматорск не до конца еще стряхнул с себя оцепенение после затянувшегося почти на два месяца визита вооруженных до зубов людей. Но город уже чистят, моют, убирают, коммунальщики возвращают на место свет и воду. В центре города вырыты длинные рвы. Неужели окопы? Местные жители улыбаются: «Ремонт теплоцентрали. Впереди зима, надо готовиться к ней летом, а не в октябре, как раньше»
ДОМ КАК МИШЕНЬ. Дом на улице Днепропетровская, 2, на въезде в Краматорск из Славянска. Длинная 9-этажка с библиотекой и парикмахерской на первом этаже. Второго и третьего июля дом обстреливали из зениток. «Мы не знаем, кто обстреливал, — разводит руками жительница дома Людмила Иванова. — Знаем, что со стороны Славянска — и все».
Выбитые стекла в окнах — это «малая кровь», которой обошлись жители. Они даже не составляют акты повреждений и не приводят к себе комиссию из жэка — сами ремонтируют окна и благодарят судьбу за неимоверную удачу. Никто не погиб, снаряд не разнес жилье изнутри в щепки — значит, можно считать, повезло. Жильцы говорят: комиссия по восстановлению ходит до сих пор, уже вторую неделю, собирая данные о повреждениях. «Мужчина с девятого этажа был ранен. Две недели в больнице пролежал, выписался на днях, — говорит Людмила. — Стреляли, конечно, жестко: сначала всю правую сторону дома обстреляли, потом левую».
Рядом с этим домом — детский сад. При виде разбитых стен и пустых оконных проемов на минуту теряем дар речи. Гуляющие на детской площадке мамы успокаивают: детсад строили-строили да не достроили еще лет 15 назад. Он уже порос бурьяном и осыпал плитку с фасада, поэтому и выглядит, как будто его целенаправленно бомбили несколько часов. Возле одного из окон — воронка от снаряда. Немаленького. Счастье, что не было детей…
МИНОМЕТЫ В ГАРАЖАХ. Днем центр Краматорска, как обычно, сонлив и вял. Городские дороги, и в мирное время не блиставшие идеальной ровностью, нуждаются уже не в ямочном, а в капитальном ремонте. Везде выбоины от бронетехники или разорвавшихся снарядов. Домам досталось также немало — глядя на дыры, не покидает ощущение, что жилье стало мишенью в каком-то адском тире боевиков.
«Краматорск был занят 2 мая. Боевики ставили минометы в гаражах, на заброшенных промплощадках и стреляли из города в сторону Карачуна или аэродрома. Причем старались, чтобы линия ударов совпадала с Карачуном или аэродромом, чтобы все думали, что стреляет украинская армия, — рассказала «Сегодня» краматорчанка Анастасия Коваленко. — Но нормальный образованный человек залезет в интернет, посмотрит дальность полета снарядов, замерит расстояние и поймет, что попасть украинской армии в дома нереально, они слишком далеко. Боевики также после выстрелов в аэродром разворачивали оружие и стреляли в дома».
Школа на улице Богдана Хмельницкого приняла удар, предназначавшийся жилой пятиэтажке, на себя. Дому досталось изрядно, но он выстоял. Школу же придется ремонтировать капитально. Дыра в стене кабинета биологии, нет стекол, дверей, пробита крыша. Конечно, одними родительскими деньгами в фонде школы эти повреждения не залатать — городским властям придется хорошенько поскрести по сусекам и вернуть детям нормальную альма-матер.
КОШКА В РАДИОТОЧКЕ И БОНУС ЗА ОККУПАЦИЮ. Освободили Краматорск 5 июля. «Мы с соседями провели предыдущую ночь в бомбоубежище, потому что по всему городу стоял непрекращающийся шум военной техники. Днем боевики прошли по рынку, там забрали бесплатно продукты, погрузились в машины и уехали», — рассказала Анастасия. А вечером над мэрией Краматорска поднялся флаг Украины. Многие краматорчане были даже не в курсе того, в чьи руки перешел город: телевидение транслировало российские каналы, радиостанция была захвачена еще в первые дни», — рассказала Анастасия Коваленко.
Впервые за несколько месяцев краматорская молодежь гуляла по городу допоздна. «До этого мы боялись выйти на улицу после восьми вечера — там царями были боевики. Усмирить их никто не мог. К сожалению, не было у нас дружин из добровольцев, которые бы охраняли улицы, как металлурги в Мариуполе», — говорит краматорчанин Сергей Семашко.
Теперь заново налаживать порядок приходится автоинспекторам из Одессы и милиционерам с Волыни. Уже открылись ларьки и небольшие магазинчики, а вот центральный универмаг пока еще закрыт. В банкоматах появилась наличность, а на следующее утро после освобождения Краматорска из телевизоров горожан, как по команде, исчезли все российские каналы, уступив место украинским, причем даже тем, которые раньше в городе не транслировались.
«Бонус за оккупацию!» — шутят в Краматорске. Сейчас пытаются наладить радиовещание, но студия разграблена — боевики жили в ней несколько недель и даже завели кошку, судя по лотку в уголке. Кошка ушла вместе с хозяевами.
ВЕЗЕНИЕ И НЕВЕЗЕНИЕ. «Даже троллейбусы начали ходить, мы думали, уже не увидим их, — улыбается Анастасия. — Наверное, откуда-то их привезли, потому что наши машины сгорели».
Рядом с переулком улыбка сходит с ее лица — здесь место, где под обстрелом погибли два сотрудника Новокраматорского машиностроительного завода, возвращавшиеся домой со смены. Почему-то они решили не пережидать обстрел, а ушли домой, куда, к сожалению, так и не дошли — осколками разорвавшего неподалеку снаряда они были убиты неподалеку от родных домов.
В городе до сих пор скорбят о шести погибших пассажирах маршрутки. Рядом с местом их гибели стоит дом, в котором снарядом разнесло целую квартиру. Хозяева, к счастью живы, — их не было дома в тот момент, когда раздался взрыв.
Источник: Сегодня
Читать полностью здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники