Тот, кто хочет добиться разрядки между Россией и Западом, должен понять, что Владимир Путин чувствует себя отвергнутым. Запад вновь и вновь отвергал его предложения о сотрудничестве. К примеру, после терактов 11 сентября 2001 года Путин предложил тогдашнему президенту США Джорджу Бушу создать общую антитеррористическую коалицию. И российские спецслужбы действительно оказали помощь американским войскам в борьбе с «Талибаном» и «Аль-Каидой» в Афганистане. Однако в целом Путин считает, что Запад постоянно игнорирует советы России. Поэтому в сентябре на саммите ООН Путин планирует сделать новое предложение о создании антитеррористической коалиции.
Не в последнюю очередь это должно отвлечь внимание от украинского конфликта, в котором Россия и Запад достигли “красной черты”. Русские считают, что защищают сферу своих национальных интересов, Запад, в свою очередь, видит себя в качестве защитника универсальных либеральных ценностей. Об Украине речь идет лишь во вторую очередь, на самом деле здесь сталкиваются противоположные концепции европейской безопасности.
Запад не может принять мысль о нарушении порядка, существующего в Европе уже 25 лет. Этот порядок основывается на двух столпах – НАТО и ЕС, укрепление которых и составляет задачу европейской политики безопасности. В то же время для России этот порядок стал неприемлем, поскольку он исключает ее и не дает право участвовать в принятии решений в Европе. Расширение НАТО и ЕС до границ России Путин считает направленным против собственных интересов безопасности.
Таким образом, дискуссия о будущем европейском порядке заходит в тупик. Каждая из обеих сторон настаивает на своей точке зрения и убеждена в своей правоте. Запад так же не готов принять восстановление российской сферы влияния в Восточной Европе, как и Россия – приближение НАТО и ЕС к российско-украинской границе. Требования Путина к Западу хорошо известны: он хочет закрепить нейтральный статус Украины, добиться признания Евразийского Союза партнером ЕС и призывает к созданию общих правил для пространства от Атлантического до Тихого океана, которые базируются не только на западно-либеральном кодексе ценностей. Российские национальные интересы и другие традиционные ценности должны быть признаны на постсоветском пространстве, что сделает возможным сосуществование с Западом.
В свою очередь, Запад ставит России собственные требования: уважение международного права и соблюдение заключенных в 1990-е годы соглашений. Также Запад надеется на то, что бывшие советские республики, в том числе и Россия, рано или поздно признают превосходство западной модели. Однако Путин подумывает о том, чтобы создать альтернативные Западу общественно-политические модели – либо при поддержке Китая, либо других стран-членов БРИКС.
Но все это – лишь наивные мечты. Ни Западу, ни России не удастся прийти к перемирию путем экономических санкций. Также маловероятно осуществление российских надежд на развал ЕС и НАТО. Таким образом, конфликт между Западом и Россией кажется неразрешимым. Новые дипломатические идеи лишены взаимного доверия. Тем не менее, существует возможность изменения игры. Распад государственности в Сирии и в Ираке, экспансия “Исламского государства” на Ближнем Востоке, провал плана по умиротворению Афганистана и конец “арабской весны” в Северной Африке оттесняют Украину как территорию конфликта на задний план. Более важным кажется то, что Турция может стать воротами для миллионов беженцев, среди которых могут быть и террористы. Вместе с «Исламским государством» был создан новый, апокалиптический сценарий, и новая версия антитеррористической коалиции приходится весьма кстати.
Другим фактором, способным изменить ход игры, может стать и сама Украина. На Западе растет дискомфорт по поводу неспособности украинской элиты осуществить реформы. Если недовольство населения будет расти и конфликт продолжится, это приведет к новым столкновениям между полицией и националистически настроенными боевиками и к утрате контроля над Украиной, в том числе и со стороны Запада. Чтобы избежать подобного сценария, Украина нуждается в деньгах, и не только с Запада. Все это дает основания полагать, что на очередном саммите G20, который состоится в ноябре в Анталье, идея русско-американской антитеррористической коалиции, снова станет актуальной.
Автор: политолог Александр Рар
Источник: Neue Zürcher Zeitung
Запись Немецкий эксперт: Борьба с терроризмом помирит Россию и Запад впервые появилась Новостной интернет-портал IPnews.
Читать далее: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники