С того момента как в марте этого года в испанском городе Малага был открыт филиал Русского музея, любители искусства выстраиваются в очереди, чтобы увидеть иконы, написанные несколько веков назад, а также работы художников XX века, таких как Василий Кандинский, Казимир Малевич и Марк Шагал.
Единственный пока зарубежный филиал Русского музея – это часть инициативы по расширению его географии, которую также реализует и Государственный Эрмитаж. Таким образом, они пытаются идти по стопам таких музеев, как Лувр и Гуггенхайм.
Эта инициатива, вопреки крайне напряженным отношениям между Москвой и Европой, изначально шла не в ногу с изоляционистским курсом Кремля. Однако теперь она может помочь президенту Владимиру Путину в то самое время, когда он осторожно пытается заново наладить связи.
«Здорово, что во времена крайне сложных отношений с Европой можно пробиться через изоляцию, — заявил директор Русского музея Владимир Гусев. – Иногда культура и искусство могут добиться того, чего политики добиться не могут».
Эрмитаж, владеющий одной из крупнейших коллекций западного искусства в мире, планирует в 2017 году открыть в Барселоне филиал, который станет его вторым музеем-спутником. Первый был открыт в Амстердаме.
Русский музей, который может похвастаться крупнейшей в мире коллекцией российского искусства XI—XXI веков, рассматривает возможность открытия филиалов в Абу-Даби и Бразилии.
В музеях заявляют, что международная аудитория жаждет увидеть их картины. Так, по словам Владимира Гусева, с января этого года уже почти два миллиона человек посетили проходящую в Бразилии выставку работ Кандинского.
Однако, рекламировать роль России в европейской культуре оказалось делом непростым с учетом того, что официальная линия Кремля идет с этим вразрез. Кроме того, по словам официальных лиц, российское правительство не предоставило никакого финансирования для планов по расширению Русского музея и Эрмитажа.
«Сейчас не очень модно говорить это, но мы не просто российский музей, мы музей для всего мира», — заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Пиотровский предпринял первые попытки вывести музей на международный уровень 15 лет назад. Началось все с открытия временных филиалов в Лондоне и Лас-Вегасе, которые впоследствии были закрыты. По словам директора Эрмитажа, это расширение полностью финансировалось за счет принимающей стороны и за счет привлечения средств из частных источников.
Пиотровский также подчеркнул: «Цель всего, что мы делаем, — продемонстрировать, что культура выше политики и культурные связи продолжают существовать даже при плохой политической ситуации, поскольку культура вечна, а политическая ситуация меняется тогда, когда этого хотят политики».
Однако политика часто вмешивается в дела искусства. По словам директора Эрмитажа, в настоящее время, чтобы вывезти работы за рубеж, приходится получать от принимающей стороны гарантии того, что ни на одно из произведений искусства не будет наложен арест в рамках исполнения судебных решений против России. Среди последних подобных решений — вердикт международного арбитражного суда о взыскании с России 50 миллиардов долларов в пользу акционеров компании «ЮКОС».
Помимо этого, в Соединенных Штатах препятствием для организации выставок российских произведений искусства стала судебная тяжба между США и Россией по поводу коллекции редких иудаистических книг (библиотеки Шнеерсона).
А в 2007 году Эрмитаж был вынужден закрыть свой филиал в Лондоне, поскольку после убийства в британской столице Александра Литвиненко местные спонсоры перестали поддерживать проект.
Источник: Bloomberg
Запись Россия хочет помириться с Европой с помощью искусства впервые появилась Новостной интернет-портал IPnews.
Продолжение здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники