Гражданка нашей страны рассказала о том, как она пережила землетрясение.
Гражданка Украины Ирина Долматова, оказавшаяся в Непале в момент разрушительного землетрясения 25 апреля, рассказала «Апострофу», как она пережила удар стихии. Землетрясение превратило Катманду в город-призрак. Несмотря на это, жители Непала изо всех сил пытались помочь иностранцам. Попавших в беду граждан Украины приютил на своей богатой вилле Почетный консул Киран Вайдья. На этом фоне многочисленные заявления украинских властей о том, что наших граждан вот-вот вывезет самолет, который в итоге поломался, вызывали только раздражение и смех.
Перед землетрясением
Идея отправиться в Непал возникла у меня спонтанно. Я уже года три мечтала полететь на остров Борнео, но катастрофы двух малайзийских самолетов поубавили мой пыл. Вот тогда я и подумала о Непале. Страна находится относительно близко, виза ставится при въезде, политическая стабильность присутствует, то есть, опасностей никаких. Хотела побыть наедине с природой, обрести спокойствие и очистить мозг от негативных мыслей…
И вот самолет приземлился в Катманду. Район Тамель, где я заказала гостиницу — это узкие торговые улочки, шумные, пестрые от товаров и национальных костюмов. Пешеходы, автомобили, велорикши, мотоциклы — все считают себя главными на дороге. Гостиница — семиэтажное здание, мой номер — на пятом этаже, ресторан — на крыше. Сразу после приезда иду на площадь Дурбар, побродить среди самых необычных построек. Через три дня они будут разрушены до основания землетрясением 25 апреля.
Зашла во двор дворца, где обитает живая богиня Кумари. Это маленькая девочка, которую можно увидеть выглядывающей из окна дворца два раза в день. Мужчина, предложивший услуги гида, очень удивился, когда я сказала, что не хочу ждать появления богини перед публикой. А мне было просто жаль этого ребенка. Живую богиню в Непале выбирают среди множества девочек в возрасте от трех до пяти лет. И потом она томится во дворце, всего два раза в год покидая его. Во время определенных праздников ее проносят по городу, поскольку ступни богини не должны касаться земли. И опять — жизнь во дворце, два раза в день подход к окну под любопытные взгляды местных и туристов. Никакого детства. Девочка является богиней до первой крови, которая может появиться при получении травмы или при достижении полового созревания. Тогда государство выделяет ей квартиру, небольшое денежное содержание, но замуж богиня выходить не имеет права.
На следующий день я попросила менеджера отеля заказать мне такси, чтобы осмотреть храмы Сваямбунатх (или Храм обезьян), Пашупатинатх и ступу Боднатх. Свое второе название храм Сваямбунатх получил потому, что на его территории живут обезьяны. В храмовом комплексе Пашупатинатх проводят обряды кремации, сжигают трупы — прямо на берегах реки. На одном берегу предают огню тела богатых, а на другом — бедных. Во время моего посещения там горели всего два костра. Через неделю здесь уже будет не хватать места, дым будет подниматься над рекой и днем, и ночью. Третий объект — ступа Боднатх. На ее стенах —вращающиеся барабаны. Нужно загадать желание, ходить вокруг ступы по часовой стрелке и, задевая рукой барабаны, приводить их в движение. Чем больше кругов пройдешь — тем лучше, но обязательно число обходов должно быть кратно трем.
На следующий день я переехала в село Саураха, которое расположено рядом с Национальным парком Читван. Расстояние в 180 км туристический автобус преодолел за шесть часов по узкому серпантину, на котором водители умудрялись еще и обгонять друг друга. Отель, который я тщательно выбирала через интернет, напоминал небольшой ботанический сад. На следующее утро мне предстояла поездка по джунглям на слонах. Основная цель поездки — найти носорога и полюбоваться им. Во время полуторачасовой прогулки мы увидели множество оленей, кабанов, разнообразных птиц и все-таки нашли носорога, который лежал в луже и не обратил на нас особого внимания.
Время от времени из леса доносились громкие крики слонов, а в какой-то момент закричали сразу несколько животных. Стало тревожно. Когда сафари подходило к концу, слон, на котором сидела я, а также семья китайцев, внезапно остановился посреди болотца, стал трубить и раскачиваться. Казалось, что животное хочет сбросить нас в болото. Встревоженный хозяин стал колоть слона металлическим крюком. Слон вскоре успокоился, но теперь мне кажется, что животные чувствовали приближение опасности, ведь до землетрясения оставалось пару часов.
Между прогулкой на слонах и сафари на джипах оставалось немного времени. Я решила пообедать на открытой веранде ресторана отеля. Принесли кофе. И вдруг все начало дрожать. Рядом за столиком сидели два китайца. Мы выскочили с ними из веранды на зеленую полянку. Земля под ногами пульсировала, создавалось ощущение, что я стою на надувном матрасе. Здание дрожало, внутри билась посуда, тряслись высоченные пальмы.
У китайцев это почему-то вызвало смех. Они прыгали по дрожащей земле, показывали вокруг пальцами и смеялись. Я уже поняла, что это землетрясение, но меня не покидало ощущение какой-то нереальности. Почему это должно было произойти именно сейчас, за сотни километров от дома? Я стала задавать китайцам, наверное, самый дурацкий в этой ситуации вопрос: «Это обычное явление для этих мест?». Я надеялась услышать что-то типа: «Ну, конечно, так часто бывает, не волнуйся, потрясет и перестанет». Но ничего утешительного они не сказали. Когда все успокоилось, китайцы поднялись на веранду ресторана, стали показывать пальцем на мой кофе, смеяться и фотографировать, как половина напитка выплеснулась в блюдце.
Испуганные работники ресторана приготовили мне обед. Я быстро поела. Возле входа в отель меня уже ждал джип. Но как только мы сели в машину, водитель сразу же скомандовал: «Выходи». Очередной толчок тряхнул землю. Когда приехали к месту начала маршрута, гид показал на какую-то металлическую конструкцию. Она качалась. Вновь последовали толчки. Исчезла телефонная связь. Когда она появилась, я дозвонилась домой, сказала, что здесь было землетрясение, но со мной все в порядке. Масштабов бедствия мы еще не знали, и спокойно поехали в джунгли искать носорогов.
Вечером, почитав новости, я стала понимать весь ужас произошедшего. Толчки постоянно ощущались. В эти моменты из поселка доносились крики. Спать в каменном здании было страшно. Я сказала, что хочу перебраться в деревянный домик, и меня туда сразу же переселили. На следующий день, когда я пила кофе на той же веранде, опять все задрожало. Больше я на террасу не садилась. У меня сформировалась некая психологическая зависимость: как только я сажусь пить кофе на террасе, то сразу же начинается землетрясение.
После толчков
Еще двое суток я провела в этом отеле, оставшись в нем единственным постояльцем. Управляющий отеля и его жена сказали, что я могу выбрать себе любую комнату, просить любую помощь. Подземные толчки время от времени ощущались. В такие моменты слышались крики напуганных местных жителей. Спала я в одежде, всегда носила с собой документы и деньги.
В интернете стали появляться сообщения о том, куда могут обратиться граждане Украины. Мой друг в Одессе дозвонился в МИД, где ему дали номер телефона консульства Индии, которое занималось, в том числе, и вопросами Непала. Мужчина, представившийся консулом, сказал, что мне необходимо как можно быстрее покинуть опасную территорию, так как на Непал надвигаются дожди и бури. Я спросила, могу ли я поехать в Индию и оттуда вылететь в Украину. Он ответил, что это хороший вариант, и что решен вопрос об открытии виз гражданам Украины, прибывающим из Непала. Я стала разрабатывать маршрут: до границы с Индией было часов пять пути на автобусе, потом еще час на такси. А от границы можно поездом доехать до любого крупного индийского города, где есть аэропорт. Однако поздно вечером позвонил другой консул, Ярослав Белов, непосредственно отвечающий за помощь в данной ситуации, и сказал, что чиновник, с которым я разговаривала, не владел информацией. Он рекомендовал мне оставаться там, где я нахожусь, и ждать звонка.
Позвонил он на следующий день около четырех часов дня и сказал, что утром я должна быть в Катманду, откуда вылетает самолет, который завтра заберет украинцев. Водители ездить в столицу боялись, и мы с трудом нашли человека, который согласился проделать этот путь за $95. Я наивно полагала, что дорога будет пустая — ну, какой дурак захочет сейчас ехать в полуразрушенный город по горному серпантину? Как же я ошибалась! Затор был по обе стороны. Автомобили двигались либо со скоростью пять километров в час, либо стояли по полчаса. На обочине дороги во многих местах лежали каменные глыбы — их успели убрать с проезжей части. Пару раз мы видели разбитые камнями автобусы. Водитель нервничал, явно не ожидая такого сложного пути. Расстояние в 180 километров мы преодолели за восемь часов! В Катманду въехали после полуночи.
Столица Непала напоминала город-призрак: пустые улицы, разрушенные дома, спящие на улицах люди. Мы никак не могли найти улицу, на которой расположен офис Почетного консула Украины в Непале. Когда я все же дозвонилась до консула, выяснилось, что в офисе ночью никого нет, а моих сограждан вывезли ночевать в безопасное место. Адрес этого места Ярослав назвать не смог, посоветовав остановиться в гостинице и приехать утром. Но я даже представить не могла ночь в каменном здании и сказала, что поеду в аэропорт. Я наивно полагала, что утром самолет заберет нас в Украину.
Аэропорт был полон народу. Люди спали в зеленой зоне в палатках, в открытой части под навесами, в спальных мешках, на одеялах и просто на полу. Полицейский сказал, что никого не видел из Украины либо из России. Людям раздавали пайки —печенье, воду. Я познакомилась с женщиной из Польши, которая ждала утреннего рейса. С ней мы и просидели рядом всю ночь. Утром я позвонила консулу, и он сказал приезжать в офис.
«Операция по эвакуации граждан Украины»
В офис Почетного консульства Украины приходили туристы, и те, кто жил в Непале длительное время. Почетный консул Киран Вайдья — видимо, далеко не бедный человек, расселил нас на территории своей виллы. Те, кто имел палатки, установили их прямо на траве, а у кого их не было, поселились на веранде летней кухни и в тренажерном зале. Матрасы и одеяла предоставил консул. Продукты ежедневно закупали его помощники. Кто-то может себе представить, чтобы так на территории своих вилл размещали пострадавших наши олигархи?
Постепенно собралось около пятидесяти человек. Это были семьи с детьми, которые не собирались ехать в Украину, а поэтому не скопили денег на билеты. Это были туристы, которые недавно приехали в Непал и имели билеты на отдаленные даты. Каждый рассказывал, где его застало землетрясение.
— Когда начало трясти, я была в гостинице, — рассказала одна из наших соотечественниц. — Реакция — слезы и паника. Ощущение такое, что действует какая-то высшая сила, а ты — маленькое насекомое, и ничего не можешь сделать. У меня были мысли: все, это конец. Уговаривала себя, если я сейчас умру, значит, так надо. Потом собрала документы, деньги и выбежала на улицу.
— Я видел, как из окна четвертого этажа выпрыгнул мужчина, его потом забрала скорая, — вступил в разговор молодой парень.
В офис консульства пришли жительница Казахстана, которая попросилась в украинский самолет, и ее друг, англоговорящий гражданин европейской страны. Женщина рассказала, что в момент землетрясения она шла по улице района Тамель к площади Дурбар. Когда начались толчки, она как раз оказалась на перекрестке и, оцепенев, смотрела, как рушатся дома. Камни ее не задели. Потом она в прострации бродила по заваленным камнями переулкам, пытаясь отыскать гостиницу, где оставался ее бойфренд. Встретились они через два часа! Оказалось, что парень тоже ходил по улицам в поисках своей девушки.
Один из работников консульства рассказал, как возле места, где он стоял, в земле возникла широкая трещина. На одной ее стороне стояла женщина, а на другой — плачущий испуганный мальчик. Женщина хотела успокоить ребенка, протянула руку, но в этот момент под ней провалилась земля…
Это были истории оставшихся в живых людей. Но что случилось с более чем сорока гражданами Украины, которые так и не вышли на связь с родными, не позвонили в консульство?
Подземные толчки ощущались по нескольку раз в день. Нервы были на пределе. Тем не менее, обстановка в нашем лагере была очень спокойной, дружелюбной и открытой. Мы все же выезжали в город — посмотреть уцелевшие места, купить подарки себе и близким. Я хотела узнать, не разрушилась ли гостиница в районе Тамель, где я остановилась в первый день. Но, пройдя всего несколько кварталов, дальше идти не решилась — все чаще попадались треснувшие или покосившиеся здания, которые могли упасть от малейшего толчка, а улица шириной в пару метров оставляла мало шансов остаться в живых при крушении дома. Палаточные городки, дым от костров, закрытые магазины — так выглядел теперь Катманду.
У меня был обратный билет на 4 мая. Когда я просила по телефону своего друга поменять мне билет на более близкую дату, консул Индии, услышав разговор, сказал, что билеты покупать не надо, а в ближайшее время всех эвакуируют. Как хорошо, что я проигнорировала этот совет! Сведения о нашем военном самолете, приземлившемся в Дели, менялись постоянно: то он вот-вот вылетит за нами в Катманду, то нас будут отправлять в Индию, чтобы улететь оттуда. А когда я прочитала новость о поломке самолета, это вызвало только смех. Представители МИД и ГСЧС, прилетевшие пассажирским рейсом из Дели, не смогли ответить на мои вопросы, почему нельзя было направить за нами гражданский самолет. Как теперь будут доставлять гуманитарную помощь, которая находится в Дели. Что там делают прибывшие самолетом спасатели, врачи, психологи? Почему самолет прилетел так поздно, зачем надо было «кормить завтраками» и отговаривать самостоятельно покинуть Непал, например, через Индию? Во что, в конечном счете, обойдется эта «спасательная операция» с учетом необходимости оплаты за простой самолета в Дели, доставки туда деталей, оплаты проживания прибывших специалистов? На данном этапе украинцы из Непала еще не эвакуированы, по всей видимости, им придется покидать страну рейсовыми самолетами. На одном из таких самолетов 1 мая я вылетела из Катманду, почувствовав себя в безопасности только тогда, когда борт оторвался от земли.
Ирина Долматова
Источник: Апостроф
Запись Украинка в Непале: пустые улицы, разрушенные дома, спящие на улицах люди впервые появилась Новостной интернет-портал.
Читать далее: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники