Журналисты издания «Радио свобода» пообщались с родителями погибшего на Майдане Михаила Жизневского – 58-летней Ниной Васильевной и 69-летним Михаилом Петровичем, которые приехали в Минск, чтобы обсудить со скульптором будущий памятник герою «Небесной сотни».
По их словам, памятник необходимо страховать, так как вандалы постоянно оскверняют могилу сына.
«Будем страховать, чтобы памятник не разбили, и чтобы в результате акта вандализма было хотя бы какое-то разбирательство. Сейчас, когда обращаемся в милицию и в сельсовет, отвечают, что «могилу повредил ветер», хотя это смешно – не может ветер срезать ленты, рвать флаги и переносить на помойку огромный украинский флаг, который привязывают к могилке», – говорит Нина Васильевна.
Памятник дорогой, поэтому средства на него собирают неравнодушные белорусы, жертвуют также украинцы и поляки.
Родителям Михаила обидно, что в Украине для памяти их сына сделано намного больше, чем в Беларуси, – выпущена марка с его портретом, установлен мемориал на месте гибели на улице Грушевского, обсуждается возможность назвать одну из киевских улиц именем Михаила Жизневского, а президент Украины лично вручил семье орден Героя Небесной Сотни.
«В Беларуси намного меньше сделано – вот Шатерник делает памятник, Владимир Орлов написал о Мише в новом издании книги «Имена свободы», и практически все», - сетует мать Михаила.
Родители убеждены – чтобы отношение к Михаилу изменилось, ему должны дать звание Героя Украины:
«Мы считаем, что Миша, как и украинцы, которые погибли, достоин звания Героя Украины. Но, к сожалению, для вручения такого звания украинцам надо изменить закон. Мы верим, что если бы Миша был Героем Украины, то вандалы здесь, в Беларуси, не решились бы ничего делать с его могилой».
По словам Нины Васильевны, сейчас Михаила в Гомеле считают бандитом и нацистом:
«Мне это говорят в глаза: «Какого черта Миша попёрся к бандеровцам? Он и сам нацист и бандеровец». А Миша, живя в Беларуси, никогда никому плохого не сделал. Был человеком мира – хотел мира себе и всем людям на планете. А что земляки сделали? Заставили нас хоронить Мишу в темноте, так как сначала гроб долго держали на белорусской границе, а после сельсовет не давал разрешения хоронить на кладбище в деревне Знамя Труда. Люди костры жгли, чтобы погребение в темноте не проходило. Вот такого натерпелись мы за то, что сын погиб за Украину».
Михаил Петрович, папа Михаила, отмечает, что после известия о смерти сына отношение к семье в Гомеле очень ухудшилось:
«После его гибели мы изгои. Родную сестру Миши, 29-летнюю Наташу отчислили с четвертого курса Гомельского государственного университета, где до смерти брата она спокойно и хорошо училась. У жены постоянно проблемы с врачами, которые отказываются ее обслуживать – даже выписать рецепт проблема».
У Нины Васильевны диабет и ишемия. А после похорон Михаила случился обширный инфаркт – в срочном порядке сделали шунтирование сердца. После этого, слыша фамилию погибшего майдановца Жизневского, по ее словам, ни один врач не сделал ей кардиограммы, не взял анализов.
У женщины трудовой стаж почти 38 лет. Два миллиона пенсии полностью уходят на лекарства. Семья говорит, что очень не хватает тех средств, которые регулярно передавал Миша, работая в Украине.
«Верим, что однажды отношение к нашему сыну изменится, что он будет реабилитирован. Очень хотим дожить до того времени и посмотреть в глаза тем, кто плевал на его могилу и обзывал нашу семью. Пока обращаться к белорусскому президенту не видим смысла – как убили Мишу, на основных каналах была информация, что «на Майдане убили бандита Локи». Считаем, что на это был приказ сверху, сами СМИ такое бы не стали делать», – говорят родители героя Небесной Сотни.
Родители Михаила Жизневского говорят, что воспитывали сына хорошим человеком, учили любить людей, что он был религиозный, занимался спортом, увлекался рыцарством. Его миролюбие проявлялось и в не мирное время на Майдане – есть видеозапись, где Миша разнимает сотрудников «Беркута» и демонстрантов, не допуская драки между ними.
«Я считаю, что он был одним из самых достойных майдановцев. Миша считал Украину второй родиной, но оставался белорусом. Во время последних встреч со мной он говорил о том, что хочет остаться жить в Украине, но никогда не забывал Беларусь», – рассказал Михаил Петрович.
Читать на сайте - ИАЦ Известия
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники