Бывший председатель Государственной финансовой инспекции (ГФИ) Николай Гордиенко может считать свою миссию выполненной.
Он посеял зерна сомнения, заставил задуматься о коррупции в высших эшелонах нынешней власти. В конечном счете, это скажется на премьер-министре Арсении Яценюке, которому коллеги из парламентского большинства советуют подумать над переходом на другую работу. А некоторые рекомендуют сменить страну проживания. И совсем неважно – будет ли создана временная следственная комиссия (ВСК) в парламенте или полномочиями ВСК наделят некую рабочую группу из состава депутатов, членов комитетов по противодействию коррупции и правоохранительной деятельности. Все что хотел, Гордиенко уже сказал.
И ярд с ним
На совместном заседании названных комитетов Рады по вопросам борьбы с оргпреступностью и обеспечения правоохранительной деятельности 8 апреля, Николай Гордиенко, как человек недавно перенесший операцию и регулярно появлявшийся в Институте сердца, держался молодцом.
Выступал сидя, ни разу не встал. Когда хотел уйти от ответа – скатывался в канцеляризм. Депутатам он рассказал то же, что и раньше: возглавляемая им ГФИ провела внеплановые проверки предприятий и выявила, что за период с 2012 по 2014 годы государству были нанесены “коррупционные убытки” на сумму 7,6 млрд грн.
Почти половина, 3,5 млрд грн, приходится на то время, когда руководителем правительства был Арсений Яценюк.
В правительстве (на совместном заседании комитетов присутствовала первый замминистра юстиции Наталья Севостьянова) уверены, что все заявления Гордиенко – ложь и поклеп. “Все заявления, которые были сделаны господином Гордиенко, являються клеветой. Он в данном процессе не является самостоятельным субъектом, который высказывает свою позицию, а является объектом в руках отдельных сил, которые хотят дестабилизировать ситуацию в стране”, – заявила Севостьянова.
Несмотря на это Генпрокуратуре (на заседании ее представлял первый заместитель генпрокурора Владимир Гузырь) удалось, по фактам, которые подал Гордиенко, подтвердить, что за время работы правительства Яценюка государство понесло убытки на сумму 685 млн грн.
“Досудебным следствием на сегодняшний день за период деятельности действующего правительства уже установлена сумма убытков на 685 млн грн”, – заявил Гузырь.
Он же сообщил, что по эпизодам, предоставленным бывшим руководителем ГФИ, Генпрокуратура открыла 12 производств.
685 миллионов это, конечно, не 3,5 миллиарда, но уже что-то. Значит Гордиенко, если и врал, то не во всем. Но поверьте – эти деньги, какую бы сумму ни нашли, уже никто не вернет.
Выступая на заседании, лидер фракции “Блока Петра Порошенко” (БПП) Юрий Луценко вспомнил о “взаимозачетах обвинений”. Это когда один политический клан прощает другому, в обмен на возможность самим совершать ошибки (например, разворовывать бюджет), и при этом зная, что в случае чего (например, проигрыша на выборах), победители не будут с ними сводить счеты так же, как они не сводили сами.
Эта система никуда не делась. Да и как к ней подступишься, когда все повязаны? Так что конкретные чиновники значения не имеют. И их снятие-назначение – тоже. Но сейчас не о них.
Путин за все в ответе
Депутаты, в массе своей – абсолютно бездарные журналисты. Они задают вопросы ради самих вопросов.
“Чей вы выполняете заказ и на чьи деньги вы его отрабатываете?”, – спросил кто-то из новых депутатов у бывшего главы ГФИ.
Чего он хотел добиться этим вопросом? Что Гордиенко сейчас разрыдается, начнет бить себя в грудь, каяться и кричать, мол, простите, бес попутал? Глупость, а не вопрос.
Тем более, какие вопросы могут быть после эмоционального выступления с парламентской трибуны депутата Антона Геращенко (“Народный фронт”)? Он, как известно, с парламентской трибуны заявил, что “это грязная циничная кампания, которая начата по заказу Путина Юлией Владимировной Тимошенко, партией “Свобода””.
А теперь без иронии. В Раде практически никто не сомневается в том, что за скандалом стоит лидер “Батькивщины”. “После выхода на свободу Юля все время была заточена на месть. Яценюк отобрал у нее все – Турчинова, партию, людей”, – рассказал один из представителей БПП. Сейчас представилась хорошая возможность воплотить ранее задуманное.
И про “Свободу” Геращенко тоже не ошибся.
А вот с Путиным – это, судя по всему, “в молоко”. Конечно, глобально, Путин рад любой проблеме в Украине, и, уж тем более, парламентскому кризису, который, скорее всего, приведет к перестановкам в правительстве. Но в данном случае он использован в качестве удобной и всем понятной пугалки.
Кстати, о БПП. Они выступали против создания ВСК. “Каждое заседание ВСК будет сопровождаться огульной критикой правительства. Нашего, в том числе, правительства. Нам это не надо”, – признался один из лидеров пропрезидентской фракции.
Он же и сказал, что Юлия Тимошенко действует не сама: “Я практически на 100% уверен, что на такое она пошла только после переговоров с Порошенко”.
Так постепенно из-под ковра начинают вылезать бульдоги.
“В деревню, в глушь… В Саратов?”
Петр Порошенко не пойдет на открытый конфликт с Арсением Яценюком. Они оба прекрасно понимают цену видимой стабильности между ветвями власти и к чему может привести конфликт между Президентом и премьером – можно будет забыть о международных кредитах, коалиции, выгодных для друг друга правилах политической игры, дележе схем влияния в экономике.
Всему этому на смену придет разруха, нерукоподаваемость на Западе и “Оппозиционный блок”. Риск потерять все сглаживает неприязнь друг к другу.
Да, есть в БПП депутат Каплин, который позволяет себе слишком вольные выпады в сторону премьера. Да, говорят, часовая задержка с началом первого заседания Конституционной комиссии была вызвана тем, что премьера забыли пригласить, а потом, опомнившись, ждали когда у него появится “окно” в графике. Но это мелочи.
Но это не значит, что Президент будет все время работать с премьером Яценюком.
- Май… Июнь… Ну, самый крайний вариант, начало осени – и Яценюк уйдет в отставку, – говорит видный представитель коалиции.
Ловлю себя на том, что на ум приходит байка про Ходжу Насреддина и падишаха, которому Ходжа пообещал показать говорящего ишака.
Варианты ухода анализировались уже много раз и их, по большому счету, два: снятие с должности или добровольный уход.
В 2015 году Арсений Яценюк может лишиться должности, скажем так, “насильственным путем”, только в случае распада коалиции. Он и его Кабмин защищены годичным иммунитетом, который был дан после того, как Рада проголосовала за программу правительства.
Возможен ли распад коалиции и воссоздание ее в новом составе? Да. Выход из большинства 82 депутатов “Народного фронта” можно компенсировать 22 депутатами группы “Відродження” или даже 19 из “Воли народа”, не говоря уже о 42 депутатах не входящих ни в одну фракцию. Но только тогда надо забыть о конституционном большинстве, а значит, о планах по изменению Конституции.
О добровольном уходе премьера стали говорить все чаще. И если раньше, в виде отходной позиции, назывался Национальный банк Украины, то теперь появился более симпатичный и изящный тренд.
- Он может уехать за рубеж. Получить пост, – говорим мы с одним из авторитетных представителей большинства.
- Посла? – уточняю я.
- Нет. Это слишком похоже на понижение. Пост в какой-нибудь евроструктуре.
Западных структур, достойных премьера, в мире немного. Первое что приходит на ум – непосредственно представительство Украины в ЕС (Брюссель, Бельгия). Сейчас его возглавляет Константин Елисеев. Есть еще постоянное представительство Украины при Совете Европы (Страсбург, Франция) во главе с Николаем Точицким. Можно, конечно и в Вену махнуть, там находится постоянное представительство Украины в международных организациях во главе с Игорем Прокопчуком. Или в США, на место Юрия Сергеева, который возглавляет представительство Украины при ООН.
Собственно, все это – разговоры о переезде, появление претензий Николая Гордиенко, рассуждения про “нам надо правительство для инвесторов, а не отжившее себя правительство для кредитов” – попытки заставить уйти Яценюка в отставку.
Ему готовы создать всевозможные комфортные условия для отхода, но он сопротивляется – Минюст даже готов делиться пикантными подробностями жизни Гордиенко, а МВД с радостью делится видео, где бывшие главы “Укрпочты” и “Укрзализныци” складно, практически по одному сценарию, рассказывают о том, что бывший глава ГФИ через посредников требовал с них хорошие суммы за подготовку хороших отчетов проверки.
Конечно, Яценюк, рано или поздно уйдет с поста премьера. Но он точно не уйдет, потому что его уличил в коррупции бывший глава Государственной финансовой инспекции.
Это стало понятно, когда Гордиенко на вопрос кого-то из депутатов о том, есть ли доказательства причастности Яценюка к расхищению названных 3,5 млрд грн заявил, что нет ни одного документа, позволяющего уличить в этом премьера.
Источник: antikor.com.ua
Запись Яценюк навострил лыжи за рубеж? впервые появилась Новостной интернет-портал.
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники