Крымский сценарий уходит своими корнями в советскую историю. Если хватка Москвы в отношении какого-либо из сателлитов ослабевала, сразу находились оправдания и «братские силы», которые предотвращали изменение статуса-кво.
События в Венгрии в 1956 году, в Чехословакии в 1968-м, в Афганистане в 1979-м, – а теперь и в Украине в 2014 году – указывают на слабость в российской системе. Ведь если отступить где-то в одном месте, вся структура может пасть. Это та слабость, которой всегда могут воспользоваться силы, стремящиеся свергнуть текущих правителей, – снаружи или изнутри.
Именно поэтому циничное внедрение российских сил в Восточную Украину и угрожающие поползновения в сторону Прибалтики есть не что иное, как отвлекающий маневр, своеобразная игра в наперстки. Подобно мошенникам, которые пытаются обмануть прохожих, главная цель Владимира Путина – заставить Запад забыть о Крыме.
Крым – чрезвычайно выгодный кусок территории. Южный берег может потягаться с самыми прекрасными уголками земли. Один из городов – Балаклава, которая даже после распада Советского Союза некоторое время оставалась закрытым городом, выглядит как юг Франции до того, как его заполонили богачи. Бухта Балаклавы с туннелем для подлодок и отличными рыбными ресторанами похожа на декорации какого-нибудь раннего фильма бондианы.
Как и весь остальной Крым, Балаклава предстает совершенно русским городом. Русскоязычное население составляет большинство жителей. Хотя образованная и обеспеченная прослойка крымчан в прошлом году хотела остаться в составе Украины из-за более свободного европейского политического климата, теперь они смирились с переменой. Даже притеснения вроде лишения места труда и привлечения к общественно-полезным работам за ношение одежды цветов украинского флага на мероприятии в честь поэта Тараса Шевченко не убедят их выступить против Путина.
Крым исторически не следовало бы отделять от России. Однако во времена Хрущева передача полуострова Украине не имела никакого значения, а в 1991 году Борис Ельцин был слишком слаб, чтобы диктовать свои условия. Теперь, когда Путин вернул Крым в состав России под угрозой применения оружия, он не может позволить себе его потерять. Это положит конец его карьере.
Президент России в действительности сильно отличается от своего публичного образа самодовольного мачо. И хотя он – самый успешный лидер России со времен Сталина, это вовсе не значит, что он застрахован от всего.
Как свидетельствует выдающийся польский оппозиционный деятель 1980-х годов, а ныне главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник, больше всего Путин боится «майдана» на Красной площади. По сведениям Михника, освещение в прямом эфире свержения и убийства Муаммара Каддафи в 2011 году произвело на президента России неизгладимое впечатление. Убийство же Бориса Немцова было предупреждением для Путина со стороны определенных групп внутри силовых ведомств: не отступать от жесткого курса в Украине.
Если такая оценка верна, значит, присоединение Крыма и разжигание конфликта в Донбассе и потенциально в Прибалтике – вопрос индивидуального выживания для российского президента. А такая Украина, которая может когда-нибудь пустить на свою территорию силы НАТО, – экзистенциальная угроза и лично для Путина.
Можно обвинять США за неправильную политику по отношению к России в 1991 году, а ЕС за просчеты со стратегией переговоров об ассоциации с Украиной и считать, что Владимиру Путину все нипочем, – но важно понимать, что если Путин полагает, что борется за свою жизнь, – то он не поступится никакими средствами, чтобы взять верх.
Источник: New Statesman
Запись Путин спасает свою жизнь, провоцируя беспорядки в Украине впервые появилась Новостной интернет-портал.
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники