6 марта 2015 года Борис Филатов, глава специальной контрольной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации, анонсировал создание рабочей группы по проверке законности приватизации «Укррудпрома», «Укртелекома», «Киевэнерго», столичного водоканала, всех облгазов и облэнерго, Одесского припортового завода, а также всех портов, предприятий агропромышленного комплекса и земель академии наук.
«Комиссия, впервые за восемь созывов ВР, взвалила на себя колоссальный объем работы», – заявил Филатов на своей странице в Facebook. Там же он разместил приглашения на заседание комиссии целому ряду известных в Украине лиц «с целью дачи пояснений по вопросам разворовывания государственной собственности».
Лично были приглашены: владелец корпорации «Интерпайп» Виктор Пинчук; владелец группы «СКМ» Ринат Ахметов; контролирующий группу «Финансы и кредит» бизнесмен Константин Жеваго; основной владелец группы компаний «Смарт-холдинг» Вадим Новинский. «Готовы включить по скайпу Фирташа (бизнесмен Дмитрий Фирташ, контролирующий шесть предприятий азотной химии)», – написал депутат.
Поводом для создания рабочей группы по проверке итогов приватизации крупнейших украинских предприятий за последние 10-15 лет стали откровения губернатора Днепропетровской области и совладельца группы «Приват» Игоря Коломойского.
Случайные встречи
4 марта нынешнего года на заседании парламентской комиссии по приватизации была разыграна незатейливая, но очень эффектная антреприза – «внезапное появление» Игоря Коломойского. Глава спецкомиссии Борис Филатов, по совместительству – давний партнер Коломойского, уверял, что его приход был согласован за несколько дней, и депутаты об этом знали. Но журналисты, которым удалось попасть на это закрытое заседание, утверждают, что большинство депутатов узнали об этом буквально за несколько часов и были сильно удивлены, что Коломойский сам вызвался прийти и дать показания.
На заседании вдруг выяснилось, что вопрос приватизации «Укррудпрома» заранее был вынесен на обсуждение спецкомиссии Павлом Ризаненко, нардепом-мажоритарщиком от Броваров. Он был сильно удивлен, когда Коломойский тоже об этом заговорил
Это далеко не первое «внезапное появление» Игоря Валерьевича на публике. Например, после получения контроля над «Укрнафтой» в начале 2000-х он появился на общем собрании акционеров в сопровождении целой группы новых членов наблюдательного совета компании, состоявшего из акционеров и партнеров группы «Приват». Многие журналисты и чиновники тогда увидели этих людей впервые в жизни.
В 2005 году, в разгар борьбы за Никопольский завод ферросплавов, когда на самом заводе шли многотысячные митинги сотрудников в защиту Виктора Пинчука, а канал ICTV вел их круглосуточную трансляцию, Коломойский снова появился в Киеве. Как раз в тот момент, когда директор завода на пресс-конференции рассказывал о финансовых потоках предприятия при Пинчуке, дверь в зал тихо открылась, Коломойский прошел под стеночкой, сел в первом ряду напротив директора и в абсолютной тишине заявил: «Я тоже хочу послушать про оптимизацию денежных потоков». Пресс-конференция была сорвана.
В этот раз Игорь Валерьевич решил рассказать о нарушениях при приватизации «Укррудпрома». По словам Бориса Филатова, губернатора Днепропетровской области заинтересовал блог нардепа Игоря Луценко, в котором высказывалось сомнение в том, что Михаил Чечетов и Валентина Семенюк по своей воле ушли из жизни. Дескать, погибшие владели огромным массивом информации и были неудобны многим олигархам и высшим чиновникам.
Кроме того, на заседании вдруг выяснилось, что вопрос приватизации «Укррудпрома» заранее был вынесен на обсуждение спецкомиссии Павлом Ризаненко, нардепом-мажоритарщиком от Броваров. Он был сильно удивлен, когда Коломойский тоже об этом заговорил. Конечно, в силу своих знаний Игорь Коломойский не мог ограничиться одним лишь «Укррудпромом», и по ходу «вспомнил всех» – и электрогенерацию, и облэнерго, и нефтянку, и химию, и облгазы, и «Укртелеком».
Дежавю
Государственная акционерная компания (ГАК) «Укррудпром» владела крупными пакетами акций добывающих железную руду горно-обогатительных комбинатов (ГОК). В 2004 году активы компании были окончательно приватизированы крупнейшими игроками рынка украинской металлургии. Почему депутаты вспомнили про «Укррудпром» именно сейчас – непонятно. Однако это не первая попытка открыть правду про его приватизацию.
Ровно 10 лет назад, в марте 2005 года, на стол президента Виктора Ющенко лег небольшой доклад о проблемных вопросах приватизации некоторых промышленных предприятий. Среди них значился и «Укррудпром».
К 2004 году войны за ГОКи уже изрядно измотали украинских олигархов. К борьбе были подключены все ветви власти, использовались суды и прокуратуры, экологи и санэпидемстанции, были взаимные запугивания и уговоры, но получить полноценный единоличный контроль никто не мог. Составители доклада заявили, что между финансово-промышленными группами (ФПГ), которые потом участвовали в приватизации «Укррудпрома», были заключены многоступенчатые приватизационные договоры. В них зафиксировано, кто и что должен приватизировать, поскольку возможности скупить все предприятия не было ни у одной ФПГ.
Согласно оперативным данным, 23 марта 2004 года по инициативе Рината Ахметова на матче Депортиво – Милан собрались сам Ахметов (он представлял интересы Александра Ярославского), Игорь Коломойский (представлял интересы Вадима Новинского), Виктор Пинчук и Григорий Суркис. Между ними была достигнута следующая договоренность о получении в собственность активов ГАК «Укррудпром»:
— Ринат Ахметов получает Северный и Центральный ГОКи; — Игорь Коломойский – Южный и Ингулецкий ГОКи; — Виктор Пинчук – Криворожский железорудный комбинат; — Григорий Суркис, со своей стороны, попросил не вмешиваться другие ФПГ в его борьбу за собственность Константина Григоришина.
В результате 9 апреля 2004 года Верховная рада Украины приняла закон «Об особенностях приватизации предприятий ГАК «Укррудпром», а 29 апреля этот закон был подписан президентом Леонидом Кучмой. В статье 2 открытым текстом сказано, что целью приватизации является «недопущение внутренних корпоративных споров на предприятиях «Укррудпрома».
По второму кругу
Именно этот закон критиковал Игорь Коломойский на заседании спецкомиссии по приватизации. Хотя еще 10 лет назад в докладе отмечалось, что он принят под известные ФПГ.
Предприятия покупали чуть ли не по номинальной цене. На этом фоне предложение Коломойского национализировать эти предприятия с возвратом выплаченной суммы выглядит просто издевательством, исходя из нынешнего курса
Во-первых, согласно закону, покупателями акций могли выступать только инвесторы этих предприятий. А все остальные желающие купить акции, если они не были инвесторами, к торгам допускались только в случае отказа инвесторов от покупки предприятия.
Во-вторых, закон предусматривал продажу предприятий, входящих в состав «Укррудпрома», каждого в отдельности, с разработкой условий их продажи ФГИ непосредственно перед приватизацией. Причем, преимущественное право на выкуп акций получали исключительно акционеры, которые уже владели пакетами в размере не менее 25%+1 акция. Более того, инвесторам даже не надо было получать согласие Антимонопольного комитета на проведение экономической концентрации.
Таким образом, требования данного закона не могли обеспечить значительных денежных поступлений в бюджет от приватизации, так как не предусматривали проведения открытых торгов, во время которых инвесторы должны были бы вести рыночную борьбу с предложением максимальных сумм.
Предприятия покупали чуть ли не по номинальной цене. На этом фоне предложение Коломойского национализировать эти предприятия с возвратом выплаченной суммы выглядит просто издевательством, исходя из нынешнего курса.
Итак, в 2004 году компании Ахметова купили по 50%+1 акция Центрального и Северного ГОКов за 106 млн гривен и 207,6 млн гривен соответственно. Группа «Приват» – 25,78% акций Южного ГОКа за 60 млн гривен и 25,1% акций ГОК «Сухая Балка» за 18,13 млн гривен; плюс 93% акций Криворожского железорудного комбината за 689,5 млн гривен в пользу Виктора Пинчука. А Новинский размыл госпакет в 50%+1 акция Ингулецкого ГОКа путем дополнительной эмиссии акций, и выкупил оставшиеся 37,5% за 162,9 млн гривен.
Практически за всеми предприятиями ГАК «Укррудпром» уже на тот момент числились погрешности, которые также были внесены в доклад. Forbes предлагает вспомнить основные вехи «приватизационной истории» этих комбинатов, отмеченных в докладе от 2004 года. Вполне возможно, что эта информация окажется полезной в работе спецкомиссии, учитывая, что доклад в свое время составлялся практически по горячим следам приватизации.
Коррупции нет
Запись Коломойский пошёл Ва-Банк за Украину впервые появилась Новостной интернет-портал.
Продолжение здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники