Для продавца свеклы Светланы Кумуржи уже вошло в привычку с тревогой всматриваться в небо и вслушиваться: не летят ли артиллерийские снаряды. Месяц назад ей пришлось забраться под свой прилавок в Мариуполе, когда контролируемый правительством город подвергся артобстрелу.
Хотя режим прекращения огня, введенный две недели назад, судя по всему, сохраняется, Киев заявляет, что пророссийские сепаратисты пользуются перемирием для перегруппировки сил, особенно в районе Мариуполя – стратегически важного города на юго-востоке Украины.
Контроль над индустриальным центром позволит сепаратистам создать коридор в Крым, аннексированный Россией у Украины в прошлом году.
После начала перемирия сепаратисты заявляли, что хотят получить контроль над городом с помощью переговоров, а не силой оружия. Понимая, что в последних минских соглашениях такого положения нет, жители Мариуполя затаили дыхание.
«Мы все боимся, что боевые действия здесь начнутся снова. Мы не можем уехать, потому что ехать некуда. Ни у кого здесь нет денег», – говорит Кумуржи, показывая на разваливающийся многоквартирный дом советской постройки.
В результате артобстрела 24 января в микрорайоне «Восточный», где стоит ее киоск, были убиты 30 человек. Взрывы выбили множество окон, и теперь они затянуты полиэтиленом. Соседняя парковка забита сгоревшими машинами. Дороги покрыты отметинами от осколков снарядов.
Правительственные войска и сепаратисты соперничают за контроль за соседнее село Широкино, обвиняя друг друга в провоцировании атак.
Хотя последние дни орудия молчат, в пятницу украинские военные заявили, что им удалось отследить колонну с ракетными установками «Град» и другой военной техникой, направившуюся из контролируемого сепаратистами Донецка в направлении Мариуполя.
Киев также заявил, что после вступления в силу соглашения о прекращении огня отмечал переброску военной техники из России в районе Новоазовска, к востоку от Мариуполя.
Сепаратисты, которые на короткое время захватывали Мариуполь во время продвижения по Восточной Украине в прошлом году, утверждают, что город должен принадлежать им.
«Если Путин решит, что ему нужен Мариуполь, то они возьмут его. Они вооружены лучше, чем мы», – заявил солдат национальной гвардии Виталий Маштабей, чье подразделение находится у микрорайона «Восточный»
«Когда мы захватываем бойцов с другой стороны, при них обнаруживается самое современное оружие, а у нас все только старое, советское», – добавляет он.
Киев и западные союзники говорят, что сепаратистов финансирует и вооружает Москва, и что они пользуются поддержкой подразделений российской армии. Москва отрицает, что оказывает помощь своим сторонникам в Украине.
Единственным признаком того, что жители Мариуполя живут под угрозой атаки, являются нанесенные краской надписи, указывающие направление к ближайшему бомбоубежищу.
«Мы не слышали артобстрелов уже несколько дней, так что, наконец, есть какие-то хорошие новости», – говорит генеральный директор Мариупольского металлургического комбината имени Ильича Юрий Зинченко. Предприятие Зинченко вместе с другим металлургическим комбинатом Мариуполя, «Азовсталь», дает работу почти 10 процентам населения города.
«Если в городе начнутся боевые действия, то от него ничего не останется», – говорит он, сложив руки перед собой.
По его словам, комбинат производит вполовину меньше стали, чем до начала конфликта, но продолжает работу, несмотря на декабрьские артиллерийские удары сепаратистов по мосту, который связывает его с портом, и серьезные перебои с поставками.
Изначально сепаратисты проигнорировали соглашение о прекращении огня, чтобы захватить транспортный узел Дебальцево, который, по их заявлениям, также должен принадлежать им. Взятие города стало унизительным поражением для правительственных войск. В результате сражения большая часть стратегической инфраструктуры города была уничтожена.
Пример Дебальцево был «ужасающим», говорит Зинченко.
«Но мы никуда не уходим, мы собираемся остаться здесь и процветать», – добавляет он.
Отвечая на вопрос о возможном наступлении на Мариуполь, представитель сепаратистов Денис Пушилин, который представлял их на переговорах по заключению мирного соглашения, заявил на прошлой неделе, что они предпочтут переговорный путь.
«Мы сделаем все возможное, чтобы достичь этого политическими средствами», заявил Пушилин, согласно российским СМИ.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обвинил сепаратистов в попытке дестабилизировать Мариуполь, препятствуя поставкам сырья на сталелитейные комбинаты города с коксохимического завода из Авдеевки, расположенной примерно в 100 километрах к северу.
«Они специально бомбят Авдеевку, чтобы разрушить коксохимический комбинат, чтобы заводы в Мариуполе закрылись, и в городе произошел социальный взрыв», – сказал он в телевизионном интервью в пятницу.
Украинские военные сообщили о значительном снижении числа атак сепаратистов на минувших выходных, отметив, что Авдеевка подверглась обстрелу из «Градов». По позициям правительственных войск в городе также были нанесены удары.
В полуразрушенном доме-интернате в Мариуполе беженцы из зоны конфликта устало ждут, пытаясь понять, придется ли им вновь бежать и искать себе новое пристанище.
Пока мальчишки играют в догонялки, женщины поднимают ведра с водой в комнаты, в каждой из которой может тесниться до трех семей. К двери каждой комнаты прикреплен детский рисунок. На некоторых изображены украинские флаги или голуби, на других – танки и стреляющие из автоматов улыбающиеся солдаты.
Последняя группа людей приехала сюда из соседнего Широкино. До этого они в течение трех недель жили в бомбоубежищах, и лишь неделю назад им удалось бежать.
Бывшая работница рыбзавода, пенсионерка Вера Логозинская тычет тростью в воздух, рассказывая об ожесточенном столкновении за ее село.
«Танки были здесь и здесь, и все стреляли друг в друга. А мы просто сидели там, тряслись под землей. Это был какой-то животный страх. Не дай Бог, это повторится здесь», – говорит она.
Источник: Reuters
Запись Мариуполь в ожидании новых атак сепаратистов впервые появилась Новостной интернет-портал.
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники