Никакое соглашение о перемирии в Минске не изменит подоплеки конфликта в Украине – того факта, что поддержанный Россией сепаратистский бунт на востоке Украины составляет лишь часть более обширной стратегии Москвы. Из истории унижения России президент Путин знает, что на нее нападали не только Наполеон и Гитлер, но и до того – шведы, поляки и литовцы. А потому годы спустя после Варшавского пакта российский президент ищет себе буферную зону в Центральной и Восточной Европе.
Рецепт Кремля – это империализм на основе навязывания энергетической зависимости, операций спецслужб, криминального рэкета, скупки инфраструктуры и СМИ третьими лицами, а также взяток местным политикам и игры на страхах этнических меньшинств. При этом слабые демократии Путину очень удобны для достижения своих целей, а потому Молдавия, Болгария и Сербия находятся в особой опасности.
В основе стратегии Путина на севере Европы – в Прибалтике и Польше – лежит зависимость от газа и манипулирование русскими меньшинствами. Стратегия на Черном море заключается в стремлении к наземному коридору между Крымом и сепаратистской Восточной Украиной, военному давлению на Грузию и дружбе с президентом Турции Эрдоганом, — все это способствует усилению российского влияния на Балканах, то есть внутри Европы. Западные санкции могут немного сдержать Путина, но опыт российской истории показывает сильную склонность к лишениям дома и авантюризму за границей.
Многогранный империализм России требует аналогичного ответа от США. В частности необходимы согласованные поставки достаточных объемов военной помощи, операции спецслужб, электронное наблюдение, экономические санкции, информация и кибервойны, а также юридические шаги. Отчасти администрация Обамы уже пустила в ход эту стратегию, но она недостаточно интенсивна. Дело тут не в том, чтобы идти на войну, а в том, чтобы заставить Россию уважать границы.
Администрация Обамы должна усилить санкции, оказывать помощь в строительстве терминалов для сжиженного природного газа, помогать союзникам с защитой от российских кибератак, а также помочь Украине усилить свои военные и иные институты, что можно назвать “облегченной версией” государственного строительства. Также можно пригласить в Вашингтон недавно избранного президента Румынии Клауса Йоханнеса и других достойных лидеров Центральной и Восточной Европы, усилить темп двусторонних военных учений с союзниками, имеющими границы с Россией, и предлагать нашим друзьям больше разведданных против российских криминальных организаций.
Американские политики также должны осознать, что пятая статья договора НАТО о коллективной самообороне не защищает его членов от подрывной деятельности России изнутри. Так что военная поддержка Украине – это в первую очередь поощрение модернизации правительства в Киеве и его боевых сил при помощи, помимо прочего, встраивания экспертов из НАТО и других организаций в украинские министерства и военные структуры. И только тогда украинские военные смогут освоить дополнительное вооружение, которое союзники решат им дать.
Однако, есть еще одна проблема — Европа. Европейская бюрократия и большая часть членов НАТО не хочет принимать к себе проблемную Украину и ее коррумпированные институты. Европейская жажда помощи Украине не может сравняться с аппетитами России по ее дестабилизации, и это неотделимо от неспособности Европы справиться со своей стагнирующей экономикой. Горькая европейская правда в том, что не так много отдельных стран, которые готовы на жертвы ради друг друга — и это значит, что США приходится иметь дело не только с Россией, но и с бесхребетной Европой.
Для противостояния российским геополитическим амбициям США должны сосредоточиться на защите и укреплении того, что польский генерал и патриот межвоенной эпохи Юзеф Пилсудский называл Междуморьем. Это пояс независимых стран от Эстонии до Болгарии, которые смогут выстоять против российской агрессии. Сегодня этот пояс должен распространяться до Кавказа, ведь там Путин не только оказывает военное давление на Грузию, но и по существу сделал из Армении сателлит, где расположены тысячи российских солдат. Поэтому Азербайджан, несмотря на его печальные показатели в сфере прав человека, теперь – государство на острие.
Видение Путина о все расширяющейся сепаратистской Украине соотносится с тем, чего он уже достиг в оккупированном Россией Приднестровье, — куске земли, по существу аннексированном у Молдавии в начале 1990-х годов, где был создан сомнительный рай для контрабандистов; теперь там расположено 2500 российских солдат. Таким может стать будущее Украины, если Обама не начнет действовать. При слабой Европе и Путине, нагнетающем национализм, только США могут стать организующим принципом для Междуморья.
Автор: Роберт Д. Каплан
Источник: The Wall Street Journal
Источник: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники