Европейские политики до сих пор помнят шок 2006 и 2009 годов, когда Россия сократила поставки газа Украине, что привело к отопительному кризису, закрытию заводов в Словакии и Венгрии и заставило западноевропейские страны искать альтернативные источники энергии. Европа получает треть своего газа из России, при этом половина его поступает через трубопроводы, проходящие по территории Украины. В тот кризисный период европейские политики осознали, что контроль Кремлем поставок газа предоставляет ему серьезные политические рычаги.
С тех пор в ЕС произошло несколько больших изменений. Европа провела эффективную либерализацию газового рынка, известную как Третий энергетический пакт, и в результате Россия больше не может одновременно обладать правами собственности и управлять трубопроводами на территории ЕС.
ЕС также сделал систему энергообеспечения более устойчивой, вложив деньги налогоплательщиков в соединительные трубопроводы между странами, которые зависят от российского газа. Если поставки с востока прервутся, то эти страны смогут импортировать газ из других источников. К примеру, Литва, которая когда-то на 100% зависела от российского газа, в настоящее время импортирует сжиженный природный газ из Норвегии.
Кроме того, импорт газа в Украине из стран Запада заметно повышается. А нынешняя мягкая зима означает, что потребление газа в Европе будет невелико. Даже если бы Россия попыталась прервать поставки, эффект от этого был бы скромным.
При этом в данный момент Россия столкнулась и с другими проблемами. Во-первых, низкая цена на нефть сильно бьет по казне Кремля. Во-вторых, в декабре Владимир Путин резко приостановил строительство «Южного потока». Ожидается, что европейской альтернативой ему станет трубопровод и терминал для сжиженного газа в Хорватии. В-третьих, ЕС намерен использовать свое самое большое оружие против России: предъявление иска на базе многолетнего расследования дискриминационного ценообразования и других злоупотреблений на рынке начиная с 2004 года. Это может привести к изменениям в бизнес-модели «Газпрома» и огромным штрафам.
Источник: The Economist
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники