Не каждый день кто-нибудь запрыгивает на борт «Титаника» после того, как он уже столкнулся с айсбергом. Однако Литва это сделала, официально став девятнадцатым членом еврозоны.
Это еще одно напоминание о том, что евро всегда было больше связано с политикой, чем с экономикой. Ирония состоит в том, что это политика, которая, вовлекая в себя новые страны, вытесняет старые.
В случае Литвы, эта политика сводится к формуле «освободиться от России». В этой формуле обобщены последние 100 лет литовской истории. Характерно, что после вторжения России в Украину поддержка вступления в еврозону выросла в Литве с 41 процентов в 2013 до 63 процентов в настоящее время.
Литва привязала свою валюту к евро в 2002 году. И, как и для других стран Балтии, это закончилось для нее довольно плохо. Литва увязла в долгах, дефицит ее платежного баланса достиг 14 процентов ВВП в 2007 году, так как ставки, которые были слишком низкими для ее догоняющей экономики, заставили цены на жилье стремительно взлететь.
Дело в том, что экономика не имеет для евро никакого смысла, лишь политика удерживает его от краха. Евро традиционно является памятником мира и процветания, который имеет моральный авторитет в послевоенной Европе. Но вы не можете съесть моральный авторитет, и люди не готовы вечно голодать за идею «Европы». На каждую Литву, которая торопится запрыгнуть на «Титаник», есть Греция, которая ищет спасательные шлюпки, чтобы с «Титаника» спастись.
Автор: Мэтт О’Брайан
Источник: The Washington Post
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники