Скрытая агрессия президента России Владимира Путина в Украине продолжается — и также продолжаются западные санкции против его страны. Но экономика — не все, что находится под угрозой: мягкая сила России сокращается с потенциально разрушительными результатами.
Страна может заставить других продвигать свои интересы тремя основными путями: путем принуждения, оплаты или привлечения. Путин попробовал принуждение — и встретился с более жесткими санкциями. Канцлер Германии Ангела Меркель, главный европейский собеседник Путина, выразила разочарование в связи с играми российской политики в Украине, с точки зрения более жестких условии. Какими бы ни были краткосрочные выгоды от действии Путина в Украине, они будут более чем компенсированы в долгосрочной перспективе, так как Россия теряет доступ к Западным технологиям, нуждается в модернизации своей промышленности и расширении исследовании энергии в Арктических пограничных районах.
С пошатнувшейся экономикой России, Путину становится все труднее использовать свой второй инструмент власти: оплату. Как мы видим, ни столько нефть и газ, наиболее ценные ресурсы России, могут спасти экономику, сколько недавнее соглашение Путина на поставку газа в Китай в течение 30 лет по бросовым ценам.
Это делает привлекательным — более мощный источник силы, чем можно было ожидать. В Китае, например, была попытка использовать мягкую силу, чтобы культивировать менее угрожающий образ — тот, который он надеется подорвать, и даже препятствовать, коалициям возникающим в противовес его растущей экономической и военной мощи.
Мягкая сила страны основывается на трех основных ресурсах: привлекательной культуре, надежных политических ценностях, что она поддерживает, и внешней политике, проникнутой моральным авторитетом. Задача заключается в сочетании этих символов с активными ресурсами тяжелой силы, такими как экономическая и военная мощь, так чтобы они усиливали друг друга.
Соединенные Штаты не смогли найти этот баланс в связи с их вторжением в Ирак в 2003 году. Хотя военная мощь Америки была достаточной, чтобы быстро победить силы Саддама Хусейна, они сделали это за счет своей привлекательности во многих странах. Точно так же, создание Института Конфуция в Маниле, чтобы обучить филиппинский народ китайской культуре, может помочь развить мягкую силу Китая, ее влияние будет существенно ограниченно, если Китай одновременно, использует свою жесткую силу для устрашения Филиппин в территориальном споре Скарборо Шол.
Проблемой для России является то, что у нее осталось очень мало мягкой силы, с которой она может работать. Действительно, как отметил политолог Сергей Караганов в 2009 году, что отсутствие у России мягкой силы именно то, что движет ею вести себя агрессивно — как в войне с Грузией в прошлом году.
Чтобы быть уверенной, Россия исторически пользовалась значительной мягкой силой, своей культурой, сделав значительный вклад в искусство, музыку и литературу. Кроме того, сразу же после Второй мировой войны, Советский Союз стал привлекательным для многих западных европейцев, в значительной мере благодаря его лидерству в борьбе против фашизма.
Но Советы растратили эти успехи мягкой силы после вторжения в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968 году. К 1989 году у них осталось мало мягкой силы. Берлинская стена же не рухнула под шквалом артиллерии НАТО, но под воздействием молотков и бульдозеров, людей, которые изменили свое мнение о Советской идеологии.
Путин теперь совершает ту же ошибку, что и его Советские предшественники. Несмотря на его заявления 2013 года, что Россия должна быть ориентирована на «грамотное использование» мягкой силы, он не смог заработать на росте мягкой силы, предоставленной России от приема у себя Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи.
Вместо этого, даже когда игры были в разгаре, Путин начал полускрытую военную интервенцию в Украине, которая вместе с его разговорами о русском национализме, пробудила серьезные беспокойства, особенно среди экс-советских стран. Это подорвало собственную цель заявленную Путиным о создании Евразийского союза под руководством России, чтобы конкурировать с Европейским Союзом.
С несколькими иностранцами посмотревшими русские фильмы, и лишь одним Российским университетом попавшим в мировой топ-100, Россия имеет несколько вариантов для восстановления своей привлекательности. Итак, Путин обратился к пропаганде.
В прошлом году Путин реорганизовал РИА Новости, уволив 40% от ее сотрудников, в том числе относительно независимое управление. Новый лидер агентства, Дмитрий Киселев, обнародовал в ноябре создание «Спутника», сети новостных хабов в 34 странах финансируемой правительством, с тысячей сотрудников, делающих радио, социально-медийное и информационное содержание новостей на местных языках.
Но один из парадоксов мягкой власти — то, что пропаганда часто является контрпродуктивной из-за отсутствия доверия к ее достоверности. Во время холодной войны, открытые культурные обмены — как Зальцбургский семинар, тот что позволил молодым людям сотрудничать друг с другом — показали, что контакт между народами является гораздо более значимым.
Сегодня большая часть мягкой силы Америки производится не правительством, а гражданским обществом — в том числе университетами, фондами и поп-культурой. Действительно, гражданское общество в Америке без цензуры и готовность критиковать своих политических лидеров, дает возможность стране сохранить мягкую силу, даже когда другие страны не согласны с действиями своих правительств.
Кроме того, в Соединенном Королевстве, BBC сохраняет свое доверие, потому что оно может укусить руку правительству, которое его кормит. Тем не менее, Путин склонен к лимитированию роли неправительственных организаций и гражданского общества.
Путин понимает, что мягкая и жесткая силы усиливают друг друга, но кажется, что он не в состоянии применить это понимание к политике. В результате, способность России привлечь других, если даже не принудить их платить, будет снижаться дальше.
Источник: The Project Syndicate
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники