В крымском курортном городке Алушта риелтор Жанна Войтенко изо всех сил старается радушно встречать новых хозяев региона. Над ее офисом висит российский флаг, а у входа – портрет президента Владимира Путина.
Но это не спасает ее бизнес, который находится в состоянии глубокого кризиса. И она целыми днями ждет прихода клиентов.
Учитывая, что доходы ее агентства недвижимости сократились на 90%, Войтенко обращается за помощью к родственникам и друзьям, чтобы оплатить аренду помещения. Даже если кто-нибудь и хотел бы купить квартиру, ей было бы трудно подобрать для них какое-нибудь предложение: базу данных по недвижимости открыли лишь недавно – с марта, после аннексии Крыма Россией Украина закрыла к ней доступ.
«Все – машины, квартиры, банковские счета и тому подобное – нам все пришлось начинать с нуля, – рассказывает Войтенко, листая список фамилий людей, которых она надеется уговорить продать свои дома. – Мы просто устали, так устали, что сил больше нет».
Крымчане, которые проголосовали за присоединение к России на спорном мартовском референдуме, добились, чего хотели – и теперь расплачиваются за это. С технической и юридической точки зрения для этого черноморского полуострова сейчас наступил неопределенный переходный период, и 2,4 миллиона новых граждан оказались без документов, подтверждающих их право собственности на жилье, и без доступа к банковским сбережениям. Цены стремительно растут, бизнес рушится, а фирмы, принадлежащие тем, кого считают дружески настроенными по отношению к Украине, национализируются.
И, тем не менее, судя по ответам в интервью на тему судьбы полуострова, крымчане утверждают, что они предпочли бы жить здесь и под каблуком у Путина, чем оказаться на востоке Украины, где с мая погибло 4,6 тысячи человек, а еще несчетное количество людей было вынуждено покинуть свои дома. Многие в Крыму считают, что именно Путин спас их от ужаса, связанного с событиями в украинских Донецкой и Луганской областях.
«Я благодарю бога, что мы живы и здоровы, что в нес не летят пули или бомбы, и что наши дети и внуки могут здесь гулять, – говорит Войтенко. – Это счастье».
Она так считает, несмотря на то, что ей пришлось перерегистрировать фирму в соответствии с российскими законами, изучать новую систему налогообложения и переделывать свою клиентскую базу данных. Большинство клиентов из списка, который она составляла на протяжении 12 лет, остались без телефонных номеров после того, как из Крыма ушли украинские провайдеры мобильной связи. Она живет с матерью-инвалидом, дочерью и внуком, и всем им пришлось начинать жизнь сначала.
В Крыму повсюду видны свидетельства того, что теперь это территория России. Длинная бетонная стена по пути из симферопольского аэропорта оформлена детскими рисунками, посвященными присоединению Крыма к России. В Алуште всякий, кто в октябре проходил мимо детской музыкальной школы, мог слышать, как ученики репетируют российский государственный гимн.
По данным Госкомстата России, инфляция на полуострове выросла до 31,1%. Причиной тому стали резкое падения рубля, увеличение зарплат госслужащим и рабочим госпредприятий, а также повышение цен в связи с транспортными ограничениями. В России по сравнению с прошлым годом цены на потребительские товары выросли в ноябре на 9,1%, а в Украине рост цен составил 21,8%.
Как заявил 10 декабря в эфире канала «Россия 24» министр по делам Крыма Олег Савельев, рост цен является «ключевой» проблемой.
48-летняя Инга Иванова, работающая билетером в общественном туалете на пляже в Алуште, теперь вынуждена платить в два раза больше за шесть чашек чая, которые она выпивает за рабочий день. Она не хочет отказываться от чая, поскольку он позволяет ей согреться, хотя на ее заработке отрицательно сказалось еще и уменьшение числа отдыхающих.
Возможно, тех денег, что она заработала за лето, ей на зиму не хватит, говорит она, раздавая еду местным бродячим котам. «Многие люди заработали на 60-70% меньше обычного. И после окончания сезона цены обычно падают, но в этом году этого нет». На вопрос, как она будет выживать, она отвечает: «Молюсь богу. Если уж бог заботится о птицах, надеюсь, и обо мне тоже позаботится».
Поскольку Алушта является курортным городом, проблемы Крыма во многом сказываются и на ее жизни. Почти все товары теперь должны доставляться на пароме, который ходит из России через Керченский пролив, так как Украина ввела ограничения на передвижение наземного транспорта на севере. Как рассказывает заместитель председателя Совета министров Крыма Дмитрий Полонский, очереди из грузовых фур по дороге в город Армянск иногда тянутся на несколько километров.
«Основные грузопотоки проходят по Керченской паромной переправе, – сказал он в интервью в октябре. – Это продукты питания, товары повседневного спроса и стройматериалы». Да, товары с Украины поступают, но для этого приходится прикладывать «огромные усилия».
Работники украинской таможни уже несколько дней от комментариев отказываются.
Наряду с этим не был удачным и летний туристический сезон, поскольку количества приезжавших россиян оказалось недостаточно, чтобы восполнить отсутствие тех жителей Украины, которые обычно битком заполняли черноморские пляжи. По данным Государственного Совета Республики Крым, в 2014 году полуостров посетило около 3,3 миллиона туристов, в то время как в 2013 году их количество составило приблизительно 5,9 миллиона. По данным Росстата, в октябре объем розничных продаж в Крыму по сравнению с прошлогодними показателями снизился на 29,7%.
Автостоянки элитного отеля «Море» все лето практически пустовали. Украинцы, как правило, приезжают на машинах, а россияне стараются прилетать самолетами, рассказывает временно исполняющая обязанности директора отеля 49-летняя Ольга Мищенко.
По ее словам, этим летом заполняемость отеля, имеющего пять бассейнов и занимающего территорию в восемь гектаров, составила 60%, хотя обычно этот показатель достигает почти 85%. По сравнению с прошлыми сезонами, в этом году было намного больше россиян, а жителей Украины меньше.
Но, по словам Ольги, есть и положительные моменты: в этом году постояльцы гостиницы тратили больше денег – по сравнению с прежними отдыхающими они больше пили и чаще заказывали оздоровительные процедуры. На зимний период отель закрылся и вновь откроется в мае после ремонта.
«Главная проблема сейчас это логистика, – говорит Мищенко. – Доставить что — либо в Крым теперь стало гораздо дороже.
В Министерстве экономики Крыма от комментариев отказались.
Как говорит зампредседателя Государственного совета республики Полонский, дороги в Крым строились в среднем более десяти лет тому назад и не были рассчитаны на такие нагрузки и тот объем грузоперевозок, который сейчас наблюдается. Он добавил, что российская программа финансирования предусматривает и ремонт системы автомобильных дорог.
Согласно планам российского правительства, через Керченский пролив будет построен 19-километровый мост, стоимость которого может составить 4,3 миллиарда долларов. Подрядчиком проекта готова стать одна из компаний, совладельцем которой является друг Путина Аркадий Ротенберг – так утверждает один высокопоставленный государственный чиновник, согласившийся разговаривать на условиях анонимности, поскольку контракта на строительство пока официально нет.
Около 95% предприятий Крыма смогут воспользоваться всеми преимуществами свободной экономической зоны, которая будет создана в январе 2015 года. Как сообщили в министерстве по делам Крыма, в течение 25 лет компании будут иметь право на беспошлинный ввоз товаров, а предприятия малого бизнеса смогут работать без уплаты налогов в течение двух лет.
К 1 января 2015 года намечено перевести правовую систему Крыма в соответствие с российским законодательством.
Перемены оказались выгодными для 41-летнего Владимира Васяева, который после присоединения Крыма к России бросил свою работу в сфере информационных технологий. Вместе с женой Татьяной они открыли в Симферополе бухгалтерскую фирму и помогают компаниям переходить на бухгалтерский учет и оформление отчетности в соответствии с российскими стандартами.
«Теперь «стабильность» – это главное слово, – говорит Васяев, сидя в своем новом офисе, на входе в который со времен прежних владельцев до сих пор висит вывеска «Рекламные услуги». – С присоединением к России мы связываем большие надежды».
Переходный период благотворно сказался и на судьбе симферопольского аэропорта. По словам генерального директора Евгения Плаксина, этот единственный на полуострове гражданский аэропорт был вынужден пригласить дополнительно 600 сотрудников для обслуживания перевозок, интенсивность которых возросла в связи с наплывом туристов.
«В этом году пассажиропоток вырос на 100%, а за три месяца в разгар туристического сезона он увеличился в три раза, – рассказывает Плаксин. – Правительство России разработало хорошую эффективную систему бюджетных субсидий для авиаперевозчиков, поэтому авиаперелеты стали в несколько раз доступнее».
49-летняя Яна Остапец теперь вынуждена дольше ждать, когда привезут высококачественные итальянские шампуни и краски для волос, которыми она торгует в центре Симферополя. Как она говорит, причина в том, что теперь ей приходится закупать их в России, поскольку украинские партнеры, поставлявшие ей товар 15 лет, отказались обслуживать ее на «оккупированной территории».
«Обычно на доставку уходил один день, а теперь я жду товар по три-четыре недели», – говорит она и добавляет, что товар часто застревает на Керченской паромной переправе.
Есть и другая проблема: ее сбережения пропали, когда украинские банки ушли из Крыма.
У нее были счета в украинском «Приватбанке», который прекратил работу, не вернув денег вкладчикам. Теперь она ждет, когда российское Агентство по страхованию банковских вкладов компенсирует хотя бы часть ее сбережений. Согласно докладу Фонда страхования вкладов, опубликованному 18 ноября, после того, как 41 украинская кредитная организация прекратила работу в Крыму, в Агентство по страхованию банковских вкладов за компенсацией обратилось более 200 тысяч вкладчиков.
Но у нее хотя бы осталась фирма. Согласно данным, опубликованным на правительственных сайтах, и по сообщениям в прессе, некоторые фирмы перешли к другим владельцам. Как сообщили СМИ, крымские власти приватизировали «Крымхлеб» – производителя хлебобулочной продукции, обеспечивающего третью часть рынка – назвав его социально значимым предприятием. Как сообщается на сайте Государственного Совета Республики Крым, был национализирован и элитный санаторий «Айвазовский».
«Председатель госсовета Республики Крым Владимир Константинов в своем сообщении для прессы, опубликованном на сайте госсовета 12 ноября, заявил: «Большинство предпринимателей признали референдум и сейчас, продолжая работать в Крыму, занимаются перерегистрацией своих фирм в соответствии с российским законодательством. Однако есть и те немногие, кто решил свернуть деятельность и вывести активы. А это приведет к закрытию предприятий и увольнению большого количества работников. Мы не можем этого позволить, поэтому мы решили эти фирмы национализировать».
Войтенко сейчас пытается довести до конца свою сделку – вторую за все время после присоединения. Раньше она могла оформить документы в нотариальной конторе всего за один час, а теперь она потратила уже две недели на то, чтобы с шести часов утра выстаивать в очередях в регистрационную палату в Симферополе. Чтобы туда попасть из Алушты, она вынуждена тратить на дорогу целый час. Кроме того, в своей работе она еще не полностью перешла на российское законодательство и российскую систему оформления бухгалтерских документов.
«У нас нет никакой информации, об этом нигде не пишут, и о том, что нужно делать, мы узнаем через друзей, – говорит она. – Я занята оформлением документов, и при этом мне надо проходить обучение – это какой-то сумасшедший дом».
Источник: Bloomberg
Источник: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники