Самая популярная шутка сейчас в Москве звучит так: в следующем году Путин, рубль и баррель нефти сойдутся чуть выше 63-х. И это совершенно несмешной анекдот.
Многие считают – или надеются – что ухудшение экономики вынудит российскую элиту выступить против президента, возможно даже устроить государственный переворот. Но тут возникает одна загвоздка: переворот должны по идее произвести олигархи, а их уже не осталось.
Когда Путин стал президентом 15 лет назад, Россия была олигархией – и именно узкая группа олигархов, которая обогатилась за предшествовавшее десятилетие, сыграла ключевую роль в подборе Путина. Но через несколько месяцев он сделал ей предложение, от которого нельзя отказаться: сдать политическую власть и часть богатств в обмен на безопасность и процветание.
И он следовал своим словам: в изгнание в 2000 году отправился Владимир Гусинский, за ним – Борис Березовский, а отказавшийся от сделки Михаил Ходорковский в 2003 году попал в тюрьму.
В одиннадцать лет, последовавших за арестом Ходорковского, Путин сконцентрировал власть таким образом, что всепроникающая коррупция делает всех богачей в российской элите взаимозависимыми. Многие в это время побывали на государственной службе, но она неизменно подпадала под три связанных друг с другом условия: им нужно было заплатить за поступление на службу, а еще, хотя они могли использовать свою должность для приумножения богатства, они не имели права увеличивать политическое влияние или пользоваться им.
Отказ от публичной демонстрации независимой политической активности был условием, чтобы оставаться богатым и находиться в безопасности. Три года назад миллиардер Михаил Прохоров предпринял слабую попытку попробовать это условие на прочность, но потерпел неудачу и вернулся в строй.
Российские богачи не только по уши увязли в коррумпированной системе, но и потеряли способность формулировать политические цели и добиваться их. Так что те, кто предсказывают скорый госпереворот, — переворот в исполнении олигархов как независимых действующих лиц, которые умеют организовать коалиции, чтобы преследовать свои экономические интересы, – сильно ошибаются.
Из-за падения экономики российские богачи теперь должны прежде всего опасаться за собственную шкуру. В этой ситуации они могут сбросить своих более слабых сотоварищей. Это уже случилось с Владимиром Евтушенковым и Максимом Ноготковым, у которых более сильные и богатые отобрали компании. Между тем у Путина, который до сих пор сидит в середине сплетенной им за 15 лет запутанной системы, такого риска нет.
Из-за экономических проблем РФ больше российских богачей отправится в изгнание или в тюрьмы, а их имущество будет перераспределяться. Для оставшихся 140 миллионов россиян проблемы в экономике – это проблемы в экономике, то есть бесконтрольная инфляция и ежедневные трудности. Но вряд ли, что богатые, поедающие самих себя, те, кто стал бедным, рискнут бросить вызов власти Путина.
Источник: The New York Times
Источник: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники