Со времен присоединения Крыма к России многие аналитики стали называть тактику Путина новой холодной войной, антизападной и антиамериканской политикой. Но к ней подходит и характеристика экспериментаторская. Путин на самом деле запустил крупномасштабный эксперимент, который должен показать, можно ли большую и относительно хорошо интегрированную страну вытащить из глобального потока и отвергнуть все правила, по которым этот поток функционирует.
Этот эксперимент начался еще задолго до Крыма – с выборочных эмбарго на продукты из Литвы и Польши, например. Далее была война с Грузией 2008 года, которая пробила дыру в идее цельной и свободной Европы. Но наибольший эффект возымело именно присоединение Крыма: то было силовое изменение границ в Европе, что произошло вопреки всем писанным и неписанным правилам, по которым с 1945 года работала политика на континенте.
Затем последовали западные санкции и российский ответ на них – продуктовое эмбарго. И этим запретом Путин показал: по его мнению, в отличие от разлагающихся европейцев и испорченных американцев, россияне готовы в кризисные времена стоически страдать ради Родины. Так ли это, еще предстоит узнать, но последствия уже ощутимы: курс рубля падает, инфляция растет, прогнозируется рецессия, правительство отказалось от строительства «Южного потока», крупнейшие российские банки просят о государственных займах, капиталы бегут, по слухам, банки ограничивают выдачу вкладов.
К тому же цены на нефть в ближайшее время и не думают расти, а Путин уже более десяти лет правил с опорой на то, что высокие доходы от нефти и газа поддерживали государственный бюджет и скрашивали то, что России не удавалось создать продуктивную экономику. Они оплачивали даже издержки автократии и экспансионистской внешней политики: Олимпиаду в Сочи, замки миллиардеров, события на востоке Украины, военные учения масштабов холодной войны и даже кредит, который российский банк дал французскому «Национальному фронту».
С учетом санкций и низкой цены на нефть нынешний эксперимент Путина провалился, или же оказался слишком дорогостоящим, считает Эпплбаум. На этом примере, утверждает она, мы узнали, что нарушать международные экономические правила и жить без друзей очень дорого. По ее словам, даже Китай попытался извлечь выгоду из слабости России во время переговоров по поставкам газа.
Но эксперимент продолжается: в свое время, например, Советскому Союзу удалось выйти из общего направления развития. И сейчас Россия по своей риторике больше похожа на СССР 1941 года: украинцев называют нацистами, НАТО, как говорят, окружает Россию. И в такой ситуации резкое ухудшение стандартов жизни может лишь объединить россиян вокруг своего лидера, как в свое время вокруг Сталина.
Однако в отличие от советских времен сегодня стандарты жизни упали не только для российских богачей, но и для обычных россиян, которые вкладывали деньги на Запад, путешествовали по западным странам, покупали там вещи и по-другому получали выгоду от интегрированности России в глобальную экономику. За неимением альтернатив в политике сейчас они молчат, но это не означает, что так будет всегда. Они могут уехать из страны, забрать свои деньги, организовать переворот или просто отравить жизнь для российских лидеров. В конце концов, все это эксперимент, и неизвестно, к каким результатам он приведет.
Источник: The Spectator
Источник: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники