Упадок нелиберальных держав создает для международного сообщества проблему ничуть не менее опасную, чем Эбола, война на Ближнем Востоке или ИГИЛ. Если вопрос о подъеме или упадке Китая по-прежнему висит в воздухе и является предметом частых споров, то упадок России предельно ясен, и он уже ослабляет систему международных отношений и бросает вызов либеральным демократиям.
Западные страны до сих пор пытаются рассматривать этот вызов в качестве обычного регионального конфликта, однако Путин открыто объявил, что старый порядок рухнул и Кремль готов предложить новые правила игры. Пока неясно, каков будет результат данного исторического процесса, но уже сейчас можно сделать несколько предварительных выводов.
Российско-украинская война и присоединение Россией Крыма являются наследием советского распада, которое помогло возродиться режиму личной власти в антикоммунистической оболочке. Россия приходит сегодня на мировую сцену в роли ревизионистской силы, пытающейся не просто дестабилизировать систему международного управления, но и дискредитировать западные принципы и нормы в момент, когда либеральные демократии утратили свою нормативную миссию. В отношениях между Россией и Западом невозможно вернуться к ранее существовавшему положению. Их векторы слишком сильно расходятся, ограничивая пространство для тактического компромисса и делая несостоятельными попытки начать диалог.
В состоянии упадка российская система может функционировать довольно долго, однако, после присоединения Крыма и обострения украинского конфликта, Кремль нарушил логику мирного времени и запустил процессы, которые он не сможет остановить, даже если захочет. Проблема даже не в том, что, сделав Украину инструментом внутренней политики России, Кремль уже не может отпустить ее в Европу. Сама по себе Украина в данном случае уже не проблема, она стала средством ведения более масштабного сражения, поскольку Путин настаивает на учреждении нового мирового порядка.
В рамках логики российской системы такое требование вполне разумно. На самом деле у Путина просто нет выбора и он вынужден действовать таким образом. Путин просто плывет по течению и не сможет остановиться, даже если захочет это сделать. Российский лидер знает, что, пока он нагнетает напряженность, у него есть возможность претендовать на роль Терминатора или Спасителя. Но если он остановится, то сразу же превратится в Акелу из «Маугли» — одинокого волка, вынужденного покинуть стаю после неудачной охоты за добычей.
В такой ситуации традиционные механизмы взаимодействия и диалога с Кремлем вряд ли дадут результат. Запад оказался в тупике, и поэтому вполне понятно, почему он продолжает поиск путей, чтобы помочь Путину выбраться из угла ринга, в который он сам себя загнал. Некоторые западные обозреватели размышляют над тем, чтобы предложить Кремлю обмен: Путину предложат Украину и все постсоветское пространство в обмен на отказ от сделки с Ираном. Однако, скорее всего, Путин сказал Западу, что ему нужен новый мировой порядок и одной Украиной он вряд ли удовлетворится.
Мы наблюдаем за отчаянной битвой загнивающей системы, которая не хочет уходить со сцены, сохраняя способность добиваться некоторых побед. В любом случае, нелиберальная держава, идущая вниз, а не вверх, может оказаться самой опасной для мира.
Источник: American Interest
Источник: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники