Падение цены на нефть создает опасность для президента России. Путин черпает силы из двух мощных источников политического влияния: высокие цены на нефть и патриотический задор. И российскому лидеру будет весьма проблематично выстоять, полагаясь только на патриотическое сплочение масс.
Нефтяное богатство подтолкнуло вверх потребление, стимулируя рост. Большая часть денег распределялась по рыночным каналам. Но второй бум нефтяных цен не очень-то сказался на экономических показателях. В 2012 и 2013 годах, когда цены часто зашкаливали за 100 долларов, экономика была близка к стагнации. Нехватка инвестиций привела к росту издержек, рост потребления замедлился, а нефтяные богатства пришлось раздавать в виде подарков от щедрого государства. Такой подход иногда называют ресурсным национализмом, он неизбежно вызывает конфронтацию с Западом, поскольку режим начинает замыкаться в себе.
Идущие по такому пути политики обычно провозглашают себя региональными лидерами и инициируют конфликты с соседними странами, что помогает патриотическому сплочению. В данном случае конфронтация за рубежом является источником легитимности внутри страны.
Переход от мягкого авторитаризма к тоталитарной власти зависит от трех предварительных условий: поддержка народа, молчаливое согласие элиты и экономика, которая ослабевает не слишком быстро. В сегодняшней России поддержка народа — самая мощная составляющая из трех условий, и даже элита немного успокоилась перед лицом очевидной популярности Путина. Однако самую серьезную опасность для российского президента представляет экономика с ее двойным ударом от санкций и снижения цен на нефть.
Логика ресурсного национализма не знает обратного хода. Режим, который не хочет упускать из рук природные богатства страны, не в состоянии создавать благополучие. Вместо этого Путин должен управлять патриотическим духом народа. А это означает активизацию конфликта с Западом.
Источник: The Financial Times
Продолжение здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники