The Washington Post: Путин ставит Запад перед нелегким выборомТем, кто не понимает, с какими трудностями сталкиваются западные лидеры, когда пытаются говорить с Владимиром Путиным, стоило бы прочесть стенограмму трехчасового выступления российского правителя на ежегодном заседании клуба «Валдай», состоявшегося в пятницу в Сочи. В ответ на вежливые вопросы приглашенных Москвой иностранных журналистов, ученых и отставных государственных деятелей о российской агрессии в Украине он обрушил на аудиторию ядовитый поток лжи, теорий заговора и слабо завуалированных угроз. Однако больше всего в его словах было жгучей обиды на США.
По словам Путина, «Соединенные Штаты, объявившие себя победителями в холодной войне», принялись с помощью «своих сателлитов» продвигать идею «однополярного мира» — «апологетику диктатуры и над людьми, и над странами». Путин утверждает, что Вашингтон сеет хаос, строя заговоры и провоцируя революции — такие, как события в Украине, которые российский лидер считает вооруженным переворотом. Но хуже всего, с путинской точки зрения, что США перестали «считаться» с Россией.
Вторжение в Крым Путин назвал ответом на этот «империализм». «Хочу вам сказать, что медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет, — похвастался он. — Вообще, он считается у нас хозяином тайги, и… тайги он своей никому не отдаст». При этом он ясно дал понять, что Кремль считает большую часть Украины куском своей «тайги» — и что Украина будет «далеко не последним» примером «такого рода конфликтов, имеющих воздействие на общемировую расстановку сил».
Другим странам, которые «расположены на стыке геополитических интересов крупных государств», может, по мнению Путина, угрожать «внутренняя нестабильность», способная привести к целому ряду «острых конфликтов — если не с прямым, то с косвенным участием крупных держав». Страны Прибалтики — бывшие советские республики, сейчас состоящие в НАТО, — без сомнения обратят на этот прогноз особое внимание.
Был в его речи и положительный момент. Путин все же признал, что санкции России мешают. Еще немного поругав Соединенные Штаты, он заметил, что Россия «всегда готова к диалогу, в том числе и по нормализации экономических отношений, и политических тоже». Путин даже добавил, что Москва может возобновить замороженные два года назад переговоры о сокращении ядерных вооружений — любимую инициативу президента Обамы.
Весь вопрос в том, что Путин считает приемлемым исходом. Вспомнив с явной ностальгией о «правилах» холодной войны и дважды упомянув о том, как советский лидер Никита Хрущев стучал ботинком по трибуне ООН, Путин подчеркнул, что Россия не хочет быть сверхдержавой, однако добавил при этом: «Но и к нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб всего мира».
Судя по риторике Путина, он предлагает Западу выбор между тем, чтобы оставить России ее «тайгу» — в том числе контроль над Украиной и любыми территориями в Евразии, на которые Путин будет претендовать, — и «острыми конфликтами». Неудивительно, что канцлер Германии Ангела Меркель, больше прочих западных государственных деятелей общавшаяся с российским правителем, говорит, что он живет «в другом мире». Обама недавно назвал Россию одной из главных угроз миру — наряду с Эболой и терроризмом. Его слова привели Москву в ярость, однако если кремлевский лидер надеялся доказать, что он не заслуживает такого отношения, у него это не получилось.
Источник: The Washington Post
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники