Отношения между Россией и некоторыми традиционными европейскими союзниками Москвы испортились из-за ее роли в украинском кризисе. В результате Россия пытается создать новые союзы в этом регионе с более мелкими странами Центральной и Восточной Европы, многие из которых имеют важные торговые связи со своим мощным соседом. В настоящее время многие из них вынуждены демонстрировать искусный баланс между своими связями с Россией и верностью по отношению к Брюсселю.
Российский президент Владимир Путин присутствовал на прошлой неделе на масштабном военном параде в Белграде, проводившемся в связи с годовщиной освобождения югославской столицы от нацистов. Сербия — одна из нескольких стран Центральной и Восточной Европы, которые в последние месяцы активно прощупывают почву в отношениях с Россией, тогда как Венгрия, Словакия и Чешская Республика открыто выступили против введенных Евросоюзом санкций против России из-за ее поддержки сепаратистов на востоке Украины. Эти страны поддерживают отношения с Россией в сфере энергетики, а также в военной области, и поэтому вынуждены балансировать между Москвой и Брюсселем, тогда как Россия надеется использовать сложившуюся ситуацию для создания в регионе новых альянсов.
Когда Россия заняла агрессивную позицию в отношении Запада на фоне своих возмутительных действий на Украине, некоторые страны Центральной Европы выразили несогласие с теми санкциями, которые Евросоюз ввел против своего большого восточного соперника. Президент Словакии Роберт Фицо недавно назвал принятые санкции «бессмысленным» жестом, подвергающим опасности экономику Евросоюза, а словацкие официальные лица, по некоторым сведениям, попытались в марте этого года исключить российского вице-премьера Дмитрия Рогозина из санкционного списка. Премьер-министр Чехии Богуслав Соботка заявил, что торговая война, а также «новый экономический и политический железный занавес» окажут негативное воздействие и на Россию, и на Евросоюз. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан пошел еще дальше и отметил, что санкции сравнимы с «выстрелом себе в ногу», потому что наносят больше вреда Европе, чем России.
Даже Польша, исторический враг России, страна, лоббирующая введение более жестких санкций и выступающая за более масштабное военное присутствие НАТО и Соединенных Штатов в Восточной Европе, недавно смягчила свой тон в отношении России, а ее новый премьер-министр Эва Копач пообещала более прагматичный подход к украинскому кризису, не предусматривающий непосредственного вмешательства. Премьер-министр Сербии Александр Вучич, несмотря на продолжающиеся заверения о желании его страны вступить в Евросоюз, после визита Путина заявил о том, что Сербия никогда не введет никаких санкций против России.
Тем временем некоторые из этих стран расширяют свое экономическое сотрудничество с Москвой. Венгрия подписала с Россией кредитное соглашение на сумму 10 миллиардов евро, по условиям которого российская государственная компания «Росатом» построит два дополнительных реакторных блока на венгерской АЭС в Паксе. Министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак и его кипрский коллега оказались единственными политиками Евросоюза, посетившими Москву после аннексии Крыма. В ходе своего визита в Россию Лайчак сообщил о том, что его страна готовится подписать в этом месяце договор с Россией о поставках нефти, который будет действовать до 2029 года. Как сообщается, Путин во время своего визита в Белград обсудил вопросы военного сотрудничества, а также участие Сербии в реализации российского газового проекта «Южный поток». По словам российского президента, торговый оборот России и Сербии в прошлом году составил 2 миллиарда долларов, и в этом году он, как ожидается, останется на том же уровне.
Германия играет ключевую роль в том, что касается российской внешней политики в Центральной и Восточной Европе. Будучи крупнейшим покупателем российского природного газа, продажа которого является жизненно важным делом для российской экономики и федерального бюджета, Берлин является наиболее значимым торговым партнером Москвы.
Однако в 2012 году германо-российские отношения ухудшились после критики Берлина в адрес российских президентских выборов и подавления оппозиции, а затем на них негативно повлиял и кризис в Украине. В результате Россия начала поиск других партнеров среди менее крупных государств Центральной и Восточной Европы, которым она до последнего времени не уделяла особого внимания.
Экспорт энергоносителей был и остается главной козырной картой России в Европе, а 12 стран Восточной и Центральной Европы, являющиеся членами Евросоюза, более чем три четверти своих потребностей покрывают за счет поставок российского природного газа. Россия начала строительство газопровода «Южный поток», который пройдет по территории Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Австрии, однако Болгария уже дважды летом этого года приостанавливала его строительство.
Торговля — также, несомненно, именно тот фактор, который подталкивает некоторые страны в сторону России. Экспорт инженерного оборудования Чешской Республики в Россию имеет шанс попасть под санкции в том случае, если применяемые технологии могут быть использованы в военной промышленности. Санкции также могут оказать негативное влияние на экспорт из Словакии в Россию стальных труб. Производство яблок в обеих этих странах пострадало от эмбарго, которое Россия ввела на импорт молочных продуктов, мяса и других товаров из тех стран, которые присоединились к антироссийским санкциям. В результате, как сообщается, цены на яблоки в Чехии упали на 20-30%. Сильно пострадали и польские фирмы, занимающиеся выращиванием фруктов.
Расширение НАТО на восток давно уже воспринимается российскими лидерами как непосредственная угроза безопасности страны, а возможность появления баз НАТО в странах Центральной и Восточной Европы стала основным движущим мотивом интервенции России на Украине. Москва пытается улучшить отношения со столицами этого региона, предвидя возможность проведения переговоров о размещении военных баз НАТО. Приход НАТО или даже Соединенных Штатов не только уменьшит влияние России в этом регионе, но может также подогреть поддерживаемые Россией замороженные конфликты в Молдавии, Грузии и Украине.
Источник: The Guardian
Читать далее: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники