За последние месяцы резко упала цена на нефть. Однако для Росси это пока не представляет актуальной угрозы. Российская экономика сможет выдержать цену на нефть 80-90 долларов за баррель примерно два года. Но в долгосрочной перспективе низкие цены, а также давление, которое оказывают западные санкции, могут породить проблему для режима президента Владимира Путина.
Понижение цены на нефть в четыре раза стало настоящим шоком для российского правительства. Проект государственного бюджета на 2015-2017 года предполагает цену 100 долларов за баррель. Еще до того, как цены на нефть упали, правительство планировало сократить величину Резервного фонда с 5% ВВП до 3%, чтобы возместить дефицит, который ожидают в ближайшие три года.
Доходы от продажи нефти и газа составляют половину правительственных доходов в России. Снижение цены со 100 долларов до 80 повлечет за собой уменьшение ВВП на 2%. В целом это не представляет собой серьезной проблемы, так как Россия может занять на международных рынках, а российские государственные банки и компании рефинансируют внешний долг. Однако из-за санкций ситуация намного более тревожная.
Это не означает, что у России закончится наличность к 2017 году. Но более низкие цены на нефть выльются в ослабление рубля. А слабый рубль подорвет покупательную способность россиян. Так как Россия импортирует многие продовольственные продукты и товары легкой промышленности, цены вырастут.
Правительство Путина никогда не сталкивалось с такими жёсткими бюджетными ограничениями. Даже во время кризиса 2008-2009 годов, проблемы были более решаемыми. Тогда бюджет опирался на цену за баррель в 40-50 долларов, и у России было больше средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
Сейчас же правительству придется выбирать: сократить расходы (и таким образом признать неспособность осуществить обещания Путина, которые он дал во время предвыборной кампании 2012 года) или же поднять налоги, что ударит по инвестированию и росту ВВП. Если цена на нефть останется 80-90 долларов, то правительству придется задобрить электорат, у которого понизится уровень жизни. Опыт последних месяцев показывает нам, как Путин ответит: он убедит общественность, что она находится в осажденной крепости и должна сплотиться во что бы то ни стало. Для этого потребуется увеличить пропаганду и поднять политические репрессии на другой уровень. Это может вызвать еще более непредсказуемые решения во внешней политики.
Источник: Financial Times
Читать полностью здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники