После вступления западных санкций в силу у президента Путина был выбор: либо отказаться от агрессивных действий и начать переговоры о будущем Украины, либо придерживаться нынешнего курса и попытаться перетерпеть санкции. Пока он придерживается второго пути – и это оказывает колоссальное воздействие на будущее России.
Из-за санкций спад в росте и уровне инвестиций, от которого Россия страдала и до крымских событий, существенно усилился. Олигархическая система постсоветской России, по словам выходцев из окружения Путина, пожирает сама себя. Домашний арест Владимира Евтушенкова – олигарха, который никогда не бросал вызов президенту — создал у бизнесменов ощущение, что никто теперь не находится в безопасности. Из этого можно сделать вывод, что пострадавший от санкций внутренний круг олигархов вокруг Путина ищет себе компенсации через захват активов других.
Это можно расценить и как предостережение: даже не думать о том, чтобы нарушить строй. Некоторые предприниматели уже размышляют о том, чтобы покинуть РФ и перебраться в более дружественные страны, — бегство капиталов в этом году ожидается на уровне беспрецедентных 120 миллиардов долларов. Инфляция на волне контрсанкций на многие западные товары растет, нефтяные цены слишком низки для сбалансированного бюджета, а рубль – на самом низком уровне со времен финансового краха в 1998 году.
Чтобы отвлечь людей от экономических невзгод, Кремль проповедует национализм и обращает россиян против Запада, прежде всего США, в масштабах, не виданных с холодной войны. Москва разрывает культурные связи, отговаривает от официальных поездок и даже призывает россиян обменять футболки с западной символикой на такие, где изображены российские баллистические ракеты. Начались новые гонения на оппозицию, интернет, а также ограничиваются права на владение СМИ.
Некоторые лидеры политики и бизнеса на Западе утверждают, что в свете всего этого и шаткого перемирия на востоке Украины санкции нужно облегчить. На самом деле возврата к прежним временам быть не должно. Даже отказ от последнего раунда санкций, над чем сейчас работает ЕС, был бы неправильным, — ведь Россия не может воплотить в жизнь ключевые моменты соглашения от 5 сентября о прекращении огня.
Западу действительно стоит приготовиться к ожесточенному противостоянию в долгосрочной перспективе. После захвата Крыма рейтинг Путина среди россиян побил все рекорды, но экономические проблемы возымеют свое отрицательное воздействие. Возможно, некоторые лидеры попытаются найти компромисс и возобновить диалог с Западом, но настоящая опасность заключается в том, что Путин и его окружение попытаются поддержать рейтинги новыми военными авантюрами. Это может быть и дальнейшее продвижение вглубь Украины, и провокация в одной из стран Прибалтики, — в последнем случае НАТО нужно будет дать понять, что альянс не откажется от своих обязательств по коллективной безопасности.
Путь изоляции, обособленного развития и конфронтации принесет России боль и в конечном итоге нестабильность. Однако становится все яснее, что украинский кризис – это отнюдь не мимолетный момент в отношениях Востока и Запада. Он указывает на коренные перемены в том, как Кремль смотрит на мир, — и как миру следует обращаться с Россией.
Источник: Financial Times
Более подробно читайте здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники