«Если ехать по дороге из Киева на Чернигов, вы не заметите ни одного блокпоста. Местный погранотряд немногочислен. Все военные части находятся за Десной. Север Черниговщины практически никем не закрывается», – говорит о необходимости создания батальона «Север» первый замкомандира Андрей Ярмоленко.
На КПП расформированной военной части в Чернигове, где базируется создаваемый в настоящее время батальон спецназначения «Север», встречает молодой паренек крепкого телосложения, низкого роста. Он проводит внутрь, где, вместо обещанного разговора с командирами, предлагают понаблюдать за игрой десятка добровольцев в футбол, пишет УП.
Пока продолжается игра, осматриваем саму казарму.
Здесь нет ни кроватей, ни тумбочек, – в пустых, прохладных помещениях не осталось вообще ничего, кроме обшарпанных стен. Добровольцы спят в спальниках на карематах прямо на холодном полу. Позже тут удается разговориться с пареньком, который и провел в расположение части.
Сергей Бобок – контрактник разведроты при 1-й танковой бригаде, три месяца провел в зоне АТО, из которых полтора прошли в Луганском аэропорту. Сейчас он переводится в «Север». В свои 19 лет говорит несвойственные для такого возраста вещи: «Там не боишься за себя. Боишься, что чего-то не заметишь, что-то пропустишь – и погибнет твой товарищ, который рядом. Вот это страшно».
История создания батальона «Север» началась, фактически, еще в начале лета. Тогда черниговская организация «Центр тактического обучения СОТА» начала набирать людей на курсы военной подготовки. Тогда же начались и разговоры о создании местного батальона.
С августа инструкторы СОТы обучают бойцов подразделения, официально формирующегося при Минобороны. А люди, прошедшие обучение на курсах организации, расцениваются командованием создаваемого батальона в качестве «городского резерва».
«Я – продолжатель идеи создания батальона. Были люди и до меня – это «Центр тактического обучения СОТА». Они полноценно участвуют в формировании батальона и отвечают за подготовку. Не все люди готовы завтра ехать в Донбасс – они входят в состав батальона в качестве «городского резерва».
В случае если здесь, в Чернигове, что-то начинается – они получают оружие и начинают действовать. Эти люди подписывают контракт с Минобороны и поступают в резерв», – говорит прибывший в часть под вечер координатор по формированию подразделения Николай Акулич.
На фото: Одна из тренировок в батальоне
«Давайте разберемся в терминологии – что такое АТО и где эта АТО проходит. В нашем понимании, идет война. Сейчас она в активной фазе идет на востоке, а в неявной для многих фазе – по всей стране, – продолжает Акулич. – Изначально, когда мы, гражданские активисты, после достаточно большого опыта волонтерской деятельности, поездок на восток, обратили внимание на регион, в котором проживаем, то увидели достаточно слабую обороноспособность Черниговщины».
Разговор проходит за казармой, уже в темноте. Мимику лица Николая рассмотреть трудно. Но говорит он с запалом.
«Мы провели консультации с военными специалистами, и пришли к выводу, что добровольческий батальон здесь нужен».
По словам первого замкомбата, полковника Андрея Ярмоленко, приехавшего с Николаем, с самого начала перед ними стоял вопрос создания батальона, специализирующегося именно на контрдиверсионных операциях.
На фото: Андрей Ярмоленко
«Само название «Батальон территориальной обороны» говорит за себя – это оборона рубежей, служба на блокпостах. Батальон специального назначения – это совсем другое. У нас даже были трения небольшие с Минобороны: мол, а чем вы отличаетесь от других, зачем вы нужны. Но мы доказали, что проведением контрдиверсионных мероприятий здесь, в приграничном регионе Черниговской области, никто не занимается.
А ведь есть тревожные звоночки, есть сообщения местных жителей о пересечении границы определенными группами людей. С ними никто не борется. Наши ребята видели российские БПЛА (беспилотные летательные аппараты – ред.) над нашей территорией.
У границы на севере стоят российские войска, их даже слышно с нашей стороны. Говорят – один из батальонов дагестанской дивизии», – отмечает офицер.
По его словам, север области и в целом направление на Киев с Чернигова практически некому защищать: «Части, находящиеся в «Десне» – могут сразу оказаться бесполезными. Они находятся в треугольнике между Днепром и Десной. И если грамотно атаковать мосты, у них нет даже инженерных частей, которые могут наладить понтонные переправы. То есть, при продуманном нападении, они просто будут заблокированы.
Северная граница и дорога на Киев – фактически открытые. Ведь сегодня даже спутники могут и не засечь начало атаки. В современных войнах можно атаковать и из глубины своей территории, когда вся техника находится за 40 км от границы.
От границы же до Киева новый БТР может доехать за три-четыре часа. Кто его остановит?»
Для подготовки добровольцев в «Севере» привлекают бывших офицеров Центра специальных операций «А». К слову, сам комбат, – подполковник Олег Юрченко, – был замкомандира черниговского ЦСО «Альфа». Акцент в обучении делается на тактической подготовке.
Вообще же, со слов полковника, опыт АТО заставил по-новому посмотреть на подготовку добровольцев.«Компания в зоне АТО напоминает игру. И с той, и с нашей стороны. Общаясь с боевыми командирами различных подразделений, которые участвовали в операции в Донбассе, можно говорить о непонимании современной войны, на которой действуют малыми мобильными группами. Вместо этого широко используется артиллерия, танки. Это то, чему меня учили еще курсантом, по опыту Второй мировой», – делится Ярмоленко.
«В первую очередь, мы обращаем внимание на основные навыки оказания первой медицинской помощи в боевой ситуации. Ребята должны уметь определить характер ранения, вытащить товарища из-под огня. Если россияне просто обозначают теми же ракетами своих раненных, мы не можем позволить себе такой «роскоши».
Те нормативы, которые были и есть у Минобороны, – на скорость разобрать автомат или снарядить магазин, – все это уже не работает. Нужны навыки снаряжения магазина в неудобной позе, например, с руками за спиной. Навыки разборки и сборки автомата в темноте, на ощупь», – считает он.
Сейчас на базе «Севера» в Чернигове, формируется подразделение, которое скоро уйдет на доподготовку на полигон Минобороны. После этого бойцы подпишут полугодовой контракт с министерством и уедут в зону АТО.
В это время будет проходить подготовка следующего подразделения батальона. Поменявшись по ротации, уже воевавшие добровольцы вернутся в Чернигов и встанут на охрану приграничных территорий.
«Хотелось бы здесь побольше сознательных киевлян. Мало кто понимает, что если на северной границе начнется атака, то пограничники на блокпостах успеют разве что по телефону сообщить о ней. И все.
Помните фразу «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»? Так вот, нам тоже отступать некуда – позади Киев«, – подмечает уже в конце разговора Акулич.
Помочь батальону «Север» и другим подразделениям Черниговщины можно через Благотворительный фонд поддержки безопасности Сиверщины.
Продолжение здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники