Теория «столкновения цивилизаций», о которой говорил ученый Сэмюэл Хантингтон, заключается в том, что конфликты будут возникать вдоль границ так называемых цивилизаций — западной, православной, исламской и т.д. Именно к этой теории стали часто прибегать ленивые и недавно закончившие университет журналисты. Между тем эта теория не выдерживает проверки фактами.
Такая трактовка сильно упрощает происходящее в мире, предрекая конфликты между цивилизациями и не говоря о конфликтах внутри них. Она уделяет основное внимание государствам, а не сепаратистским или террористическим группировкам.
В столкновениях НАТО с действиями России в Украине и с боевиками ИГИЛ на Ближнем Востоке теория Хантингтона восстала, как зомби, и начала заражать наблюдателей всего мира. Даже сами участники событий пользуются этим сценарием: ИГИЛ собирается построить исламский халифат и идти на войну с Западной цивилизацией в целом, в Украине Евромайдан заявил о цивилизационном выборе Европы, а президент Владимир Путин оправдывал свои действия в Крыму и на Донбассе защитой «соотечественников», которым угрожала новая, прозападная ориентация Киева. При этом Кремль заявляет, что Россия представляет собой «уникальную цивилизацию».
И что, это означает, что теория столкновения цивилизаций наконец-то реабилитирована? Никто в 90-е не предвидел ничего подобного. Конфликт в Ираке и Сирии – случай, когда мусульмане убивают мусульман, далеко от тектонических границ исламской цивилизации, — впрочем как и «транс-цивилизационная коалиция западных и исламских государств», не вписываются в теорию Хантингтона.
Также автор теории столкновения цивилизаций много писал об Украине. В одном месте у него имеется пророческий пассаж о том, что Украина может разделиться на две отличающиеся структуры, при этом восточная сольется с Россией. Но сам Хантингтон при этом считает такой исход неправдоподобным: «Если дело в цивилизации, то насилие между украинцами и русскими маловероятно».
Скорее Украина останется единой, расщепленной, независимой и готовой к сотрудничеству с Россией. Другие теории между тем предсказывали конфликт.
Более того, ограниченному конфликту в отдельных частях двух областей – Донецкой и Луганской – далеко до Хантингтонова “предсказания” о крупном разрыве между преимущественно православным русскоговорящим востоком Украины и украиноязычным западом. Ситуация на месте куда сложнее: есть, например, множество украинцев, которые говорят по-русски, предпочитают русскую культуру, но привержены украинской государственности. Большинство русскоговорящих украинцев, согласно опросам, выступают за более тесные отношения с Западом и против российского военного вмешательства, а русскоговорящие и украинские граждане русской национальности воюют с обеих сторон, – что совершенно не соотносится с Хантингтоном.
В конечном итоге парадигму столкновения цивилизаций стоит отправить на свалку хотя бы потому, что целый ряд возможных мотиваций для конфликтов – экономические проблемы, имперские амбиции, личные соперничество лидеров, борьба за власть и даже настоящие вмешательства из гуманистических соображений – сводятся в одну упрощенную и неправомерную формулу. А если считать конфликт естественным следствием непреодолимых культурных различий, то это фактически то же самое, что оправдать его зачинщиков – террористов, сепаратистов и боевиков.
Даже сам Хантингтон утверждал, что ни одна теория не остается пригодной вечно. То же можно сказать и о теории столкновения цивилизаций, которая не вносит в дискуссию ничего существенно нового. Наоборот, она успокаивает нас идеей, что международные конфликты просты и прямолинейны, и дает нам ложное представление о причинах насилия и возможностях мирного урегулирования. Реанимация мертвых идей ведет к очень даже реальным проблемам. Настало время позволить идее Хантингтона о “столкновении цивилизаций”, наконец, почить с миром.
Источник: The Washington Post
Читать полностью здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники