На этой неделе Украина стала одной из 18 стран, которые официально могут именовать себя Ассоциированными членами ЕС. Но даже после ратификации договора еще нужно дождаться, когда этот документ утвердят во всех парламентах Европы. Впрочем, этот процесс может затянуться, но вряд ли пойдет вспять
Как сообщил Delo.UA член польского Сейма Мартин Свенцицкий, если Европарламент проголосовал за ратификацию соглашения, то и на национальном уровне проблем не будет. «Были случаи, когда местные избиратели или парламенты отказывались поддержать общеевропейские нормы. Но тогда дело касалось более важных вопросов, таких как конституция союза», — говорит политик. По его мнению, Киев может рассчитывать на полную ратификацию уже к средине 2015 года. И затягиваться дело может только по техническим причинам. С политической точки зрения ратифицировать этот договор выгодно всем.
С одной стороны, в ЕС покажут, что поддерживают старания Украины в борьбе с агрессивной политикой России. Тем более, что сейчас это достаточно модно в Европе. А с другой, Брюссель и национальные столицы ничего не потеряют. Ведь в силу вступает в основном политический документ, так как значительная часть пошлин в торговле с ЕС была обнулена еще в марте, но особого экономического эффекта это не принесло. По прогнозам ЕБРР, ВВП Украины в этом году будет падать и может сократиться на 3%, хотя в январе там же прогнозировали, что экономика вырастет на 1% или останется на том же уровне. В разделе экономической помощи новый договор пока ничего не приносит Киеву. Все макрофинансовые инвестиции, которые может получить Украина от Европы, связывались с договоренностями с МВФ, а они уже достигнуты. Дополнительные деньги нужно будет получать по отдельным контрактам.
Потому, в целом, Украина пока не получила особых преференций от этого договора. По мнению многих экспертов, сейчас наша страна оказалась в одном ряду со многими государствами, которые заключали подобные договоры много лет назад, но пока не продвинулись в получении полного членства в союзе. Одним это не нужно, другие не успели провести все реформы, третьи же и не рассчитывали на членство и пытаются извлечь экономическую выгоду, не загадывая далеко наперед. И к какой из этих групп присоединится Киев, нужно будет решать уже очень скоро.
Богатые соседи
Первая группа стран, которые подписали Ассоциацию с ЕС — самая привлекательная. Туда входят Исландия, Норвегия, Израиль, Лихтенштейн. Большинство из них никогда не стремились в Евросоюз. Тем более, что даже в период кризиса показатели их экономики были в среднем на 1,5% выше, чем общие индикаторы в Еврозоне.
В основном, эти страны стали ассоциированными членами в 80-е годы, когда не было понятно, чем станет новое межгосударственное объединение. Но когда в начале 90-х глава Еврокомиссии Жак Делор начал резко расширять полномочия этого органа, государства типа Норвегии или Исландии, сделали шаг назад в интеграции.
В период экономического процветания, только Лихтенштейн пытался стать действительным членом ЕС. Но тогда его отпугнула возможность создания в будущем единого банковского союза, который положил бы конец независимости его финансовой системы.
Все немного изменилось в кризис. Особенно для Исландии, которая в 2008 году за несколько дней потеряли $85 млрд со счетов своих банков. Страна вынуждена была объявить дефолт и попросить международной помощи. Сразу после этого в Рейкьявике заговорили, что войди страна в ЕС раньше, такого не случилось бы. В Брюсселе тогда раздумывали, стоит ли брать страну с такими большими экономическими трудностями в свои ряды. Но в 2010-м, когда кризис начался и в самом ЕС, изменили свою позицию. Потому, по мнению Майкла Ли из американского фонда Маршала, следующим членом ЕС станет Исландия, и случится это до 2020 года.
Но вот Норвегия и Израиль с началом кризиса вообще заморозили какие-либо движения в Европу. Так как страны хотят вначале, чтобы ЕС показал свою жизнеспособность, и уже потом вступать в его ряды. Хотя в Брюсселе не раз говорили, что готовы принять эту группу стран, но им пока это не нужно.
Всегда готовы
Следующий вид стран — те, кто хотят стать членами ЕС, но пока не могут. В основном, это балканские страны (Албания, Македония, Черногория, Сербия), а также Турция.
С республиками бывшей Югославии все просто. Они видят высокие социальные стандарты в ЕС и спешат сами провести требуемые реформы. Также их вдохновляет пример Хорватии, которая сумела недавно войти в ЕС, и показатель ВВП на душу населения там сразу вырос в полтора раза — до $13 тыс. Хотя, с другой стороны, у них перед глазами пример Словении, которая вступила в ЕС еще в 2004 году и теперь открыто говорит, что это была ошибка. Так как экономика Любляны начала стагнировать и в этом году упадет на 0,8%.
Но тем не менее, балканские страны первые кандидаты в члены ЕС. По мнению Мартина Свенцицкого, причин этому несколько. Во-первых, это небольшие государства, которые даже в случае кризиса не будут непосильной обузой для Брюсселя. Во-вторых, после Балканских войн в 90-х годах, в Европе чувствуют свою ответственность за состояние этих стран и всячески стараются им помочь. На то, чтобы показать, что мир на Балканах возможен, в Брюсселе уже потратили, по подсчетам МВФ, более $100 млрд. Членство этих государств в ЕС таки не за горами, тем более, что они стараются реформировать свои органы управления под надзором ЕС, и у них получается.
В этой группе особняком стоит Турция. Страна, экономика которой в этом году должна вырасти на 4,6%, пока не интересует Европу. И дело тут не только в культурных и религиозных различиях. В основном, Европу беспокоит миграция значительной части 76-милионного населения на ее территорию и высокая конкуренция с турецкой промышленностью, которая часто может складываться не в пользу ЕС. Потому, сколько бы Стамбул не пытался убедить Брюссель, что он может быть мостом между Востоком и Западом, это не приблизило его к членству. В последнее время в Турции, похоже, отчаялись и решили построить более автократичную вертикаль власти, уже не оглядываясь на советы из Брюсселя. Поэтому сейчас вряд ли кто-то возьмется предположить, что Анкара когда-то станет полноправным членом ЕС.
Вечные партнеры
Наконец, третья группа ассоциированных членов ЕС — это страны Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис), Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия) и Южной Америки (Чили). Они, явно, не претендуют на постоянное членство в Союзе. По мнению экспертов, в значительной части эти государства согласились на ассоциированное членство, так как оно шло вместе с зоной свободной торговли.
И в каждом случае Европа также пыталась получить выгоду. Так с Африкой и Ближним Востоком в основном подписывали соглашения в надежде на поставки газа через Средиземное море. За последние 10 лет страны Европы инвестировали в добычу энергоносителей в Северной Африке более 5 млрд евро и потому ассоциированное членство облегчило им эту работу. Другое дело, что в последнее время исламизм, который набирает силу в арабских странах, замедлил строительство европейских газовых проектов, но пока ЕС не хочет отказываться от этой идеи.
Не стоит и говорить, что большинство этих стран пока даже не сформировали пакет реформ, необходимых для вступления в Союз. А в Сирии идет полномасштабная гражданская война. Но это мало кого смущает, так как в Брюсселе и не рассматривают возможность продвижения переговоров дальше ассоциации.
Сейчас ЕС ведет переговоры об ассоциации с Колумбией, Южной Кореей и Ливией. И эти страны также встанут в вечный список партнеров, которые даже не ожидают дальнейшей интеграции. С Украиной может случиться похожая история, хотя в 1995-м так отзывались и о Балканских странах, но благодаря реформам, уже к 2020 году они станут полноправными членами союза.
Источник: delo.ua
Читать далее: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники