2014 год британское издание The Economist объявило особым годом для демократии. Почти 42% населения мира должно было так или иначе принимать участие в голосовании, и это, скорее всего, самое большое количество голосующих за всю историю человечества.
Яркий пример подобной демократии в действии подала Индия – там в прошедших недавно выборах имели возможность принять участие более 814 млн человек. В скором времени референдум о независимости пройдет в Шотландии, и последние опросы показывают, что вариант отделения может взять верх. Некоторые предсказывают, что в этом случае Шотландию ждет тяжелое экономическое будущее, а британские политики уже предлагают ей график расширения полномочий в финансовой области. Так что в любом случае Великобритания претерпит изменения.
Правда, шотландский референдум – не первый в этом году. В марте полуостров Крым проголосовал за присоединение к России (96,7% — «за», явка — 83%). Многие считали итоги плебисцита сомнительными, поскольку он проходил в присутствии российских солдат и при малом количестве международных наблюдателей. Однако его пророссийские результаты были во многом предсказуемы, а международная критика мало на что повлияла. Остальной мир может этого не признавать, но Крым — уже фактически российская территория.
Последствия этого референдума ощутимы даже полгода спустя. Хоть президент РФ Владимир Путин и отстранился от референдумов на востоке Украины, международное сообщество теперь обвиняет его в проведении скрытого вторжения. В эти дни Украина и Россия договорились о перемирии, которое, как считают многие украинцы, оставит часть территории страны под российским влиянием. С крымского референдума началось противостояние России с большей частью мира, что вновь вызвало опасения холодной и даже ядерной войны, а страны с русскоязычными меньшинствами до сих пор «нервничают».
Сходства референдумов в Крыму и Шотландии не стоит преувеличивать, что бы об этом ни говорили российские чиновники или первый министр Шотландии Алекс Салмонд. Однако многие в мире восприняли это так, что границы стран мира не выдолблены в камне — и вирус референдумов не закончился.
В ноябре собственный референдум проведут сепаратисты в Каталонии, которые наверняка следят за Шотландией. Особенно много их в Европе – это и фламандцы, и баски, и Бретань, а еще не менее трех областей Италии.
После референдумов 2014 года даже Китай стал тревожиться в связи с собственными сепаратистскими движениями. Испания результаты каталонского референдума не признает. Может быть, когда-то такая вероятность и была, – но после того, что произошло за 2014 год, это уже сложно представить.
Источник: The Washington Post
Продолжение здесь: IPnews
Facebook
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники